И. А. Бунин является одним из крупнейших мастеров русской реалистической прозы и выдающимся поэтом. В пору творческого расцвета писатель-реалист правдиво отразил темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проницательный взор художника видел неминуемое разрушение и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Антикапиталистические обличительные настроения с большой силой выражены в произведениях «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Значительны и другие темы в творчестве Бунина. Проникновенно пишет художник о чудесном даре любви, неповторимо передает чувство неразрывного слияния человека с природой, отражает тончайшие движения души. Бунин достигает необыкновенной выразительности и красочности литературного языка, прозрачной ясности стиха и прозы.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего помещика. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого, по свидетельству писателя, вышло «немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский — один из корифеев русской литературы» ‘. Большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать, любившая русскую литературу и передавшая эту любовь сыну.

Детство и юность Бунина прошли на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Учился он в Елецкой гимназии (около четырех лет), затем заканчивал образование дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга на родину за участие в народовольческом движении. Чтение произведений русских классиков, особенно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, знакомство с революционно-демократической критикой способствовало возникновению у будущего писателя прогрессивных, демократических настроений. Весной и летом 1889 года Бунин побывал в Харькове, затем в Крыму, Смоленске, Витебске, Москве, а в следующем, 1890 году посетил могилу Тараса Григорьевича Шевченко в Каневе. О впечатлениях от своей поездки по Днепру писатель впоследствии поведал в рассказе «Казацким ходом» (1898), в частности о том, с каким нетерпением он стремился «увидеть вечное пристанище того, кто так горячо любил все это, кто воплотил в своих песнях всю красоту своей родины вместе с горестями своей страдальческой жизни».

В 1891 году Бунин живет в Полтаве, служит в статистическом бюро, а затем в библиотеке земской управы. С большим интересом он следит за украинской литературой, посещает спектакли труппы Саксаганского, восхищается игрой прославленной Марии Заньковецкой. В летние месяцы писатель путешествует по городам, местечкам и селам Украины, посещает Киев, Чиги-рин, Черкассы, Хорол, Миргород, Лубны, Дикое Поле. Он много ходит пешком, заводит знакомство с крестьянами, беседует с бандуристами и кобзарями. «Я в те годы был влюблен в Малороссию, в её села и степи,— говорит Бунин,— жадно искал сближения с её народом, жадно слушал песни, душу его. Пел он чаще всего меланхолически, как и подобает сыну степей… пел то гордо и строго, то с глубокой нежностью».

Большой жизненный и песенно-исторический материал выносит Бунин из этих встреч и бесед. Украинская тема впоследствии выразительно зазвучит в его прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол», «Лика») и стихотворных произведениях.

В 90-е годы Бунин переписывается и обменивается книгами с Б. Д. Гринченко, старается привлечь его к участию в своих начинаниях на ниве народного просвещения. Сближение в Орле, Харькове и Полтаве с радикально настроенной интеллигенцией народнического толка во многом определяет идейную направленность ранней прозы Бунина. Литературная деятельность И. А. Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия. Его первым опубликованным произведением было стихотворение «Над могилой С. Я. Надсо-на» (1887). Затем появились первые рассказы Бунина из жизни обездоленных русских крестьян («Два странника», «Нефед-ка»). В 1891 году выходит первая книга стихов Бунина. Молодой писатель освещает важные и злободневные вопросы жизни русской деревни, рисует безысходную нищету крестьянства («Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе», «На Донце» и др.). Тема нравственной ответственности дворянской интеллигенции перед народом была поставлена в рассказах «Танька» (1893), «Вести с родины» (1895). Во многих произведениях писатель показывает запустение дворянской усадьбы, одичание её последних обитателей («Байбаки», «В поле»). В рассказе «На край света» (1894) Бунин рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и горькие думы стариков. Живописные краски украинского пейзажа, исторические аналоги, цитаты из дум и песен, элементы украинской лексики и характерные интонации народной речи придают этому небольшому рассказу особое очарование, глубокий лиризм.

Бунинские произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни, связью с традициями русской реалистической прозы (Левитов, Н. Успенский, Чехов). В них сказалось также влияние как радикальных, так и некоторых слабых сторон народнической идеологии (изображение крестьян исключительно покорными и страдающими тружениками, некоторая идеализация «простоты и воли» деревенской жизни). В рассказе «На даче» отразилось кратковременное увлечение Бунина религиозно-моральной философией Льва Толстого.

В 1898 году Бунин попадает в Одессу, знакомится здесь с группой журналистов и художников, часто посещает этот город. Пейзаж, колорит и своеобразные характеры местных жителей зарисованы им в ряде произведений. В конце 90-х годов укрепляется дружба Бунина и Чехова. Воздействие чеховской прозы наиболее отчетливо сказывается в таких ранних рассказах Бунина, как «Учитель» и «На хуторе»; далее он все явственнее вырабатывает собственный стиль и манеру письма, отличные от чеховских. Через посредство Н. Д. Телешова Бунин входит в московское литературное объединение «Среда» и становится его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса. В конце 90-х годов происходит сближение Бунина с Горьким, высоко ценившим талант молодого писателя «красивый, как матовое серебро», но порой и резко критиковавшим его, особенно в пору ожесточенных классовых схваток накануне 1905 года, за аполитизм и «барскую неврастению». Бунин весьма дорожил вниманием Горького, еще в 1900 году посвятил ему свою поэму «Листопад» и вскоре стал печататься в сборниках «Знания».

Художественное наследие Бунина является достоянием русской культуры. Особую ценность имеют реалистические произведения писателя из народной жизни, его рассказы и повести, его проникновенное воспевание ценности человеческой любви и красоты природы родного края. Важна для нас и высокая поэтическая культура Бунина, владение сокровищами русской речи, пластическая сила и высокий лиризм его художественных образов, совершенство и отточенность формы его произведений.

Похожие сочинения

  1. Описание природы в произведениях Бунина
    И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь...смотреть целиком
  2. "Недоумение счастья" (тема любви в рассказах И. Бунина)
    Прекрасно всё в любви – несёт ли нам Страдания она или бальзам. Страданья ради истинной любви Блаженством, о влюблённый, назови. Саади. Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Он...смотреть целиком
  3. Любовь в изображении Бунина
    Была, впрочем, одна проблема, которой Бунин не только не опасался, а, наоборот, всей душой шел ей навстречу. Он был занят ею давно, писал в полном смысле, как сказали бы сейчас, завербованно, и ни война, ни революция не могли его привязанного к ней пошатнуть,—...смотреть целиком
  4. Проблема нравственного выбора  Новое!
    И.А. Бунин пишет свои произведения в первой половине двадцатого века в сложное для России переломное время. В начале века происходит переосмысление многих жизненных ценностей, меняются ориентиры, но творчество писателя всегда современно, так как в своих...смотреть целиком
  5. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина
    Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе...смотреть целиком
  6. Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина 2
    Сочинение по произведению на тему: Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных...смотреть целиком
  7. Любовь в произведениях И. А. Бунина  Новое!
    Всякая любовь есть счастье, даже если она не разделена. И. Бунин Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его рассказы о любви, открывают нам его тонкую и наблюда­тельную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика. В...смотреть целиком