Бунин много писал о любви, и не все рассказы достойны его таланта. В сборнике «Темные аллеи» есть произведения, написанные с излишними эротическими подробностями, чуть не ли с утратой чувства меры, раньше этого никогда не бывало у Бунина. Но рассказ, который дал название сборнику «Темные аллеи», удивителен по своей ясности и благородной простоте; это один из тех рассказов, которые написаны на одном дыхании, почти без поправок. Любопытнее всего, что сюжет произведения — встреча на постоялом дворе старика генерала и его возлюбленной — в известной степени напоминает нам сюжет «Воскресения» Толстого.

И в рассказе Бунина есть пропасть, отделявшая дворовую девушку Надежду от блестящего офицера-барина. Правда, ее судьба не так драматична, как судьба Катюши Масло-вой, и генерал в общем не раскаивается в том, что он ее бросил. Но она ему этого не простила: «Всё проходит, да не всё забывается».

А генерал размышляет так: «Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Да, здесь стена, и разрушить стену, отделяющую его от Надежды, невозможно, и автор думает так же, как старик генерал. Только гений Толстого не хотел мириться с бесчеловечием, несправедливостью старого мира, и потому Бунин со всем его талантом, разумеется, не мог подняться до высот «Воскресения».

Обманутая любовь — одна из любимейших тем Бунина. Это тема рассказа «Сны Чан-га»,— только здесь гибнет не юноша, а мужественный, сильный человек. Самая форма рассказа удивительна. С каким мастерством передана трагическая повесть любви в смутных видениях собаки Чанга, верного пса-друга, который чем-то встревожен и каким-то особым звериным чутьем понимает состояние духа своего хозяина…

Обманутая любовь и в рассказе «При дороге»: девочка Парашка полюбила первой любовью вора, и ужасно ее прозрение, когда она узнает, что нужна была любовнику только для того, чтобы он мог обокрасть ее отца. В другом рассказе, «Степа», «культурный» московский купец-меценат, друг актеров и художников, мимоходом обманывает несчастную, милую девочку, обещает жениться и уезжает в Кисловодск, зная, что его любовницу сживет со света злобный и безжалостный старик, ее отец.

Сила воображения писателя рисовала Бунину сложные столкновения характеров, оригинальные сюжеты произведений.

«В ночном море» на пароходе встречаются двое, когда-то любившие женщину, теперь уже умершую. Связывают их пережитые страдания. Все прошло, один — несчастен, другой — на пороге смерти. Самый ритм рассказа пленяет: в нем движение корабля в ночном море, плеск волн, мерный стук машины; печально и отрывисто звучит беседа двух одиноких людей, точно ветер уносит слова в море. Даже в рассказе «Чистый понедельник», где рассказывается о любви молодых людей из высшего общества, богатых и скучающих,— тоже обманутая любовь. Отдавшись своему возлюбленному, молодая женщина уходит в монастырь, и притом не отдаленный, а в московскую обитель, где настоятельницей Елизавета Федоровна — великая княгиня из немецких принцесс, околдованных мистикой православия. Обманутая любовь, страдания влюбленного отлично описаны и в ртом рассказе, но невольно вспоминаешь нечто похожее по фону. обстановке—«Володя Большой и Володя Маленький» Чехова. Как просто, без тени идеализации, рисует людей той же среды Чехов!

Каким должен быть роман, с завязкой и развязкой или без них,— это дело художника. Но одно неоспоримо ясно: произведение должно служить человечеству, говорить о его будущем, призывать к этому счастливому будущему.

Среди рукописей Бунина, присланных из-за границы, есть тетрадь со стихами. В ней стихи 1917—1936 годов. «Почему Иван Алексеевич последние годы жизни совсем не писал стихов? Думаю, отчасти потому, что здешние поэты были ему не созвучны…» — отвечает вдова писателя. Но разве были созвучны Бунину символисты и акмеисты в России? Однако, живя рядом с ними, он написал много стихотворений.

Эмигранты-поэты были действительно ему чужды, они подражали новым течениям на Западе или перепевали тех же русских символистов и акмеистов. Было в их стихах что-то несвойственное русскому языку, русской поэзии. И они не признавали Бунина поэтом.

Странные, труднопостижимые противоречия были в характере этого большого русского писателя. Он голодал в годы оккупации Франции нацистами, но не запятнал свое имя ни одной строкой, написанной в угоду нацистам. Он самоотверженно скрывал у себя людей, которых преследовали гестапо и полиция Петэна. Он презирал тех писателей-эмигрантов, которые печатались в грязных листках и доносили на патриотов. И вместе с тем, уже после победы, гордясь героизмом, доблестью советских армий, он мог грубо и оскорбительно писать о поэтах и писателях, которые в своих произведениях воспели Октябрьскую революцию.

Похожие сочинения

  1. Тема любви в прозе И. А. Бунина
    В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место, причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило,...смотреть целиком
  2. И. А. Бунин (1870—1953): творчество писателя
    Покинув Россию в феврале 1920 года (через Одессу), Бунин через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где и обосновался, проводя лето в городке Грае, в Приморских Альпах (в Грасе он находился и во время второй мировой войны). Бунин в...смотреть целиком
  3. Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы (Бунин И.А.)
    Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил...смотреть целиком
  4. Краткий обзор произведений Бунина
    В 1911-1913 гг. Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства («Суходол», «Последнее свидание»), и уродливость мещанского быта («Хорошая жизнь», «Чаша жизни»), и тему любви, которая часто бывает пагубной...смотреть целиком
  5. Своеобразие бунинского пейзажа. И. А. Бунин как продолжатель литературной традиции
    1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А. Бунин — блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как...смотреть целиком
  6. Психологические этюды в творчестве Бунина
    С начала 90-х годов Бунин напряженно ищет новых изобразительных средств, вырабатывает собственную творческую манеру. На этих путях он пытается сочетать реалистические традиции с новыми поэтическими приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму....смотреть целиком
  7. Любовь к человеку к родной земле основа лирики И. А. Бунина  Новое!
    Любовь к человеку, к родным местам -- основное направление в поэзии замечательного русского писателя И.А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. "Изменить общество к лучшему можно...смотреть целиком