Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза стремится к наибольшей полноте и достоверности в изображении действительности. Герой утверждает гуманистические идеалы, преодолевая страдания, личную слабость, безысходность огромным напряжением воли и, разума. Трагедийность ситуации отражает суровую реальность борьбы, огромный накал битвы «ради жизни на земле». Поэтому мы говорим о художественно-эстетическом качестве трагического в системе социалистического реализма.

Трагическое - момент реального бытия и, следовательно, существенная сторона художественной жизни героя. Но трагическим не исчерпывается содержание исторической и текущей жизни: оно шире, объемнее, многограннее. Проза 70-х годов, исследуя трагедийные ситуации войны и мира, воспроизводит в лучших произведениях наиболее полную картину движения действительности, выявляя внутренние связи событий, стимулы их развития. Выход прозаиков в современность от эпохи воины и более далекого прошлого становится художественно необходимым. В такой необходимости соединились сознание «связи времен», а значит - проблематики, ощущение пространства.

Военные прозаики не раз отмечали ставшую потребность вхождения в текущую современность. Бондарев говорит: «…самое сильное эмоциональное воздействие замечается там, где прошлое и настоящее соприкасаются и высекают символ пространственной глубины. Неправильно было бы думать, что прошлое остается лишь воспоминанием, отблеском в памяти людей. Прошлое так же материально, как и настоящее. Иначе исчезла бы сама история. Она стала бы похожей на сны минувших времен. Без прошлого человек чувствует себя существом с обрубленными истоками, с разъединенным сознанием. Вместе с тем, когда мы пишем о войне, то, конечно, должны иметь в виду, что наша мысль всегда устремлена в целевую точку, подобно стрелке компаса, а это направление носит единственное название - современность, В противном случае все усилия теряют смысл. Беда некоторых романов о войне в том, что подчас исторические и неповторимые сороковые годы не освещены мыслью, протянутой из современного состояния мира именно эта целевая мысль с новой, неожиданной стороны озаряет прошлое и тем самым как бы возвращает его в настоящее, реконструирует события и одновременно рождает художественную истину, исторически точную и вполне современную». Наблюдения и выводы писателя помогают понять новейшие тенденции развития реализма, а также заглянуть в творческую лабораторию автора, захваченного поиском художественной правды, «высекаемой» из цельных граней действительности.

С точки зрения распознания основных закономерностей формирования литературы, получивших определенность, устойчивость в последние годы, интересно творчество В. Быкова.




Повести В. Быкова - сложнейший объективный разбор духовных состояний и поступков человека в трагедийных ситуациях, ставящих его перед необходимостью свободного выбора, диктуемого разумом, совестью, долгом. Реализм повестей В. Быкова опирается на глубокое исследование духовных основ личности, выявляемых в испытательных обстоятельствах, всегда конкретных, но приобретающих общечеловеческий смысл.


Творчество В. Быкова как бы демонстрирует совершенно осознанный поворот к реализму - исследованию, анализу деятельности человека, истоков и мотивов поведения, поступков в конкретно-исторической обстановке. Целеустремленность этой «нагой» прозы, ее сгущенность и цельность, сконцентрированность содержания вокруг социально-нравственных, философских вопросов нашего времени, точность, категоричность оценок и выводов, за которыми угадывается социальный опыт эпохи, - все это обусловлено четкостью творческой позиции писателя, ясностью его концепции реальности - органическим единством мировоззрения, творческих принципов и поэтики.

В этом смысле творчество В. Быкова наиболее ярко выражает существенное качество социалистического реализма современной прозы - господствующее и организующее начало мировоззрения, концептуальностъ мира, подчиняющие всю систему художественных средств.

Присутствие в современной прозе различных субъективно-личностных форм изображения и повествования свидетельствует о специфике реализма 60 -70-х годов, периода, насыщенного социально-историческими переменами, духовными изменениями. Писатель - участник происходящих событий, и его творчество подтверждает нерушимость связи с опытом народа в прошлом и настоящем.

Субъективно-личностные формы типизации отражают стремление современной литературы к целостному изображению человека и его жизни. Предпосылка тому, исторический опыт народа в 40 -70-е годы. Доверие к человеку, уважение его достоинства, признание индивидуальности продиктовано гуманизмом нашего общества, которое утверждает самые высокие нравственно-эстетические понятия и нормы. Время высокой активности народа в Великой Отечественной войне, в период возрождения страны после войны остается критерием оценки характера в произведениях Ф. Абрамова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Шукшина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, О. Гончара и других писателей. Ю. Трифонов, чье творчество посвящено главным образом текущей современности, с большой выразительностью и убежденностью утверждает необходимость преемственности революционных идеалов. Формирование личности, с его очки зрения, означает преодоление духовной мелочности и эгоизма во имя идей, облагораживающих человека и освещающих жизнь высокой целью.