Антон Павлович Чехов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
Родился: 29.01.1860, Таганрог Умер: 15.07.1904 (44 года)
|
Сочинение «Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова»
Гуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа «Толстый и тонкий» (1883).
Как только он, незначительный чиновник, узнает, что его гимназический товарищ стал тайным советником (генеральский чин), с ним происходит разительная перемена. Выясняется, что в отношениях между людьми решающую роль играют не человеческие чувства, а чиновная субординация. Чин становится важнее Человека. В данном случае Чехов явно продолжает гоголевскую традицию, выразившуюся в повести «Нос» и в других произведениях. Чехов специально подчеркивает, что подобострастие «тонкого» никак не вытекает из ситуации; оно просто навсегда въелось в его натуру. Человеческое достоинство «тонкого» подавлено, но он и не делает ни малейшей попытки стряхнуть с себя какое-то наваждение, увидеть в собеседнике равного себе человека. По этому же принципу построен и рассказ «Смерть чиновника» (1883), воссоздающий еще одну грань мира, в котором искажены, деформированы человеческие взаимоотношения. Тональность повествования подсказывается самим названием произведения: умирает не человек, а именно чиновник с характерной фамилией — Червяков, что и объясняет возможность комического эффекта в рассказе, где речь идет все же о смерти. Еще один маленький чиновник в рассказе «Радость» (1883) с восторгом сообщает родным и знакомым о напечатанной в газете краткой заметке: там сказано, что ой стал жертвой уличного происшествия — в пьяном виде попал по лошадь. В предшествующей литературе подобные ситуации вое? принимались как проявление социальной несправедливости: у Лермонтова в «Княгине Лиговской» бедный чиновник Красинский едва не был раздавлен богатой коляской; у Достоевского так поги! бает Мармеладов («Преступление и наказание»). Но чеховский коллежский регистратор только ликует: «Про меня напечатали!»!
В ряде случаев трудно заметить у Чехова четкое различие между сатирой и юмором. Безобидная, казалось бы, насмешка может перерасти в негодующий смех. Так происходит, например, в рассказе «Хамелеон» (1884). Повествование о полицейском надзирателе, с необыкновенной легкостью меняющем свои убеждения приобретает обобщающее значение и заставляет вспомнить о сатирических традициях Салтыкова-Щедрина. Черты хамелеонства’ присущи не только Очумелову, но и пострадавшему Хрюкину, и маленькому чиновнику («Толстый и тонкий»), и интеллигенции! («Маска»),
Обобщающее значение приобрел также «Унтер Пришибеев» (1885), ставший воплощением наглого, тупого самодовольства и грубости. Отставной жандарм добровольно принимает на себя функции шпиона. Он бесцеремонно вмешивается в чужие дел и стремится придушить малейшее проявление живой жизни. Внешне рассказ выглядел как непритязательная зарисовка, бытовая сценка. Но образ Пришибеева, созданный с несомненным художественным мастерством (запоминаются его колючее лицо, вытянутые по швам руки, невежественная речь, преисполненная к том же претензий на образованность), стал символом хамства и самоуправства. Маленький рассказ поднимался до уровня эпическопического повествования.
Похожие сочинения
- Рассказ в рассказе характерный литературный прием Чехова
В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», которые воспринимаются как «маленькая трилогия», ибо они объединены не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией («рассказ в рассказе»).... смотреть целиком - Проблема деградации личности в рассказах Антона Чехова Новое!
Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе,... смотреть целиком - Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова
Человек в футляре... Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. И самое интересное, что
этот... смотреть целиком - Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе
Еще в 1882 г. Пушкин заметил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во... смотреть целиком - Читая А.П. Чехова
Почти в любом российском городе есть улицы, носящие имя Антона Павловича Чехова. Конечно, названные так в 30-50-е годы, в большинстве своем они не имеют непосредственного отношения к писателю, Антон Павлович не мог побывать во всех российских городах... смотреть целиком - Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье.. Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов... смотреть целиком - Проблемы интеллигенции в творчестве А. П. Чехова
В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.
Чехов поднимает вопросы о ценности... смотреть целиком
|