А. П. Чехов не был связан с социал-демократическим движением, но, как великий художник, он чувствовал и отражал в своем творчестве освежающее влияние новой революционной мысли. В мелиховский период им созданы такие шедевры, как «Палата № 6» (1892), «Учитель словесности» (1894), «Три года» (1895), «Дом с мезонином» (1896), «Моя жизнь» (1896), «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «Ионыч» (1898), «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897) и др. Повесть «Палата № 6» поднимала в читателе горячий протест против деспотизма, царившего в самодержавной России. Изображенная в ней провинциальная больница страшна не только своим антисанитарным состоянием, но и сходством с каторжными тюрьмами, описанными в книге «Остров Сахалин». Это сходство подчеркивается упоминанием о железных решетках на окнах, соседством больницы с тюрьмою: «Недалеко стоял высокий белый дом, обнесенный каменною стеной. Это была тюрьма.

«Вот она действительность!» - подумал Андрей Ефимыч, и ему стало страшно». В этих словах выражена главная мысль повести: царская Россия - это большой Сахалин, в котором господствует тупое и жестокое насилие, воплощенное в образе больничного сторожа Никиты. Именно так и поняли это произведение современники Чехова. Известный писатель Н. С. Лесков заявил тогда: «В «Палате № 6» изображены общие наши порядки и характеры. Всюду - палата № 6. Это - Россия». Известно, какое сильное впечатление произвела «Палата № 6» на В. И. Ленина. «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ,- сказал он своей сестре, Анне Ильиничне, - мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».
Другая, не менее важная мысль повести заключается в том, что насилие не могло бы господствовать, если бы оно не опиралось на равнодушие таких людей, как заведующий больницей доктор Андрей Ефимыч Рагин. Принимая больницу, Рагин увидел, что «это учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей. По его мнению, самое умное, что можно было сделать, это - выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Но лень и равнодушие помешали ему принять какие-нибудь меры. «Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но, чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право», -оценивает- его поведение автор. Рагин оправдывает свою бездеятельность удобной философией: «К чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» Реакционный характер этой философии становится особенно наглядным, если сравнить взгляды Рагина со словами помещика Ивана Иваныча из рассказа «Жена» (1892). На предложение помочь голодающим он отвечает: «…Все равно помирать надо, не теперь, .так после. Не беспокойтесь, красавец!»

Эту удобную для бездельников философию разоблачает «единственный в городе умный человек» Иван Дмйтрич Громов. Угнетенный господствовавшим полицейским режимом, он заболел манией преследования и попал в палату № 6 для душевнобольных Но во всем остальном он сохранил ясный ум и легко разбивает доводы Рагина. «Сградания презираете,- говорит он доктору, - а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во все горло!» И действительно, когда помощник Андрея Ефимыча док гор Хобо тов. подслушав разговор Рагина с Громовым, объявил Рагина сумасшедшим и засадил в ту же палату № 6, а Никита зверски избил его, Андрей Ефимыч понял правоту Громова. Историей доктора Рагина Чехов решительно опровергает всякое оправдание пассивности, равнодушия и непротивления злу.

«Маленькая польза» Осуждая равнодушие к общественным вопросам, Чехов в то же время показывает и несостоятельность такой общественной деятельности, которая ограничивается только «малыми делами». Против теории «малых дел» направлен рассказ Чехова «Дом с мезонином». Молодая помещица Лидия Волчанинова поглощена делами школ, аптек, медицинских пунктов и с презрением относится к художнику (от лица которого ведется рассказ) за то, что он не разделяет ее интересов. Но в свою деятельность, направленную на пользу людям, Лидия не вносит душевной теплоты, скорее всего она занимается ею от скуки, от тщеславия. И автор согласен со словами художника: «По-моему, медицинские пункты, школы, - библиотечки, аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья…» Художник правильно понял, что, пока господствующие классы эксплуатируют народ, все «малые дела» интеллигенции только усиливают эту эксплуатацию.

В 80-е годы Чехова, как и многих в то время, увлекала толстовская идея опрощения и нравственного самосовершенствования. Но к концу 80-х годов писатель почувствовал ложность этой теории, а пребывание на Сахалине окончательно утвердило его в этом мнении. В рассказе «В ссылке» (1892) теорию опрощения и покорности судьбе развивает перевозчик Толковый: «Я, братушка, не мужик простой, не из хамского звания, а дьячковский сын и, когда на воле жил в Курске, в сюртуке ходил, а теперь довел себя до такой точки, что могу голый на земле спать и траву жрать. И дай бог всякому такой жизни, Ничего мне на надо, и никого я не боюсь, и так себя понимаю, что богаче и вольнее меня человека нет». Но молодой татарин, безвинно осужденный и тоскующий по семье, от которой его оторвали, с возмущением отвергает теорию Толкового и кричит ему: «Бог создал человека, чтоб живой был, чтоб и радость была, и тоска была, и горе было, а ты хочешь ничего, значит, ты не живой,- а камень, глина! Камню надо ничего и тебе ничего…»

Похожие сочинения

  1. Сочинение на тему произведения «Палата № 6»
    В одном из писем Чехов сознаётся, что толстовская философия с её теорией непротивления владела им лет шесть-семь. Однако уже в начале 90-х годов Чехов не только бесповоротно порывает с толстовством, но и решительно осуждает его. Особенно сильное выражение...смотреть целиком
  2. А.П.Чехов и его произведения “Палата №6”, “Ионич”
    А. Чехов - выдающийся российский прозаик и драматург. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы и сказал новое слово в драматургии. В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, положительно оцененный критикой,...смотреть целиком
  3. Знакомство с героями повести «Палата № 6»
    Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин – « каторжный остров», где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных...смотреть целиком
  4. Всюду палата 6. Это Россия  Новое!
    Антон Павловиҹ Чехов по праву сҹитается мастером рассказа. Ему присущ удивительный талант в небольшом по объему произведении в легкой, юмористиҹеской форме затронуть и раскрыть большие и сложные социальные проблемы: облиҹение...смотреть целиком
  5. Сочинение по повести Чехова «Палата № 6»
    Писатель стал глубже воспринимать весь ужас тогдашней русской действительности, напоминающей тюрьму. Это ощущение особенно ясно было выражено Чеховым в повести «Палата № 6» (1892). Там нет ни единого слова о Сахалине, но именно сахалинская поездка вдохновила...смотреть целиком