«Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья», — вот с чем бороться надо! Ф. М. Достоевский

«Серый больничный забор, обращенный остриями кверху; флигель для сумасшедших, окруженный целым лесом репейника»; тюрьма, «обнесенная каменною стеной» — вот русская действительность. Чехов показал безумие и беззаконие, царившие не только в старой России. Писателю удалось изобразить хаос, достигший апогея в годы советской власти, в период культа личности, когда весь цвет нации был брошен в лагеря, когда люди днем и ночью ходили под страхом смерти.

Откроем же книгу и познакомимся с обитателями палаты № 6 и людьми, которые их окружают. Один из больных — Иван Дмитрич Громов. Он был человеком порядочным, деликатным, хорошо образованным и начитанным, «Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет», но постоянное ощущение несправедливости и понимание, что «всякое насилие встречается обществом как разумное и целесообразное, необходимость», заставляют его уединяться и избегать людей. У него возникает мания преследования. И, как любого человека, начинающего понимать жизнь, люди, еще недавно восхищавшиеся им, называют смешным и ненормальным и отправляют в сумасшедший дом.

В больнице Иван Дмитрич сталкивается с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Доктор, хоть и пришел к выводу, что его больница — это «учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей», отнесся к беспорядкам равнодушно, утешая себя мыслью, что «у него не хватает характера и веры в свое право», чтобы что-то изменить. Андрей Ефимыч радуется открытиям медицины, которые на самом деле реально ничем не помогают людям.

Рагин — умный человек, способный рассуждать и философствовать, но страшно, что выводы, к которым он приходит, позволяют успокоить совесть. Андрей Ефимыч, никогда не испытав на себе боли, подлости и обмана, проповедует, что нужно всегда быть довольным, ничему не удивляться и презирать страдания, находить успокоение в самом себе: «Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой тщете мира — вот два блага, выше которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками».

Ратин призывает к смирению, к покорности, к подчинению обществу и судьбе» Да! Многие так и делали; отказывались от своих взглядов, сливались с серой массой, позволяли себя бить, не отвечая на побои «ни звуком, ни движением, ни выражением глаз». Но есть множество примеров, когда люди сопротивлялись насилию; их тело не выдерживало: они шли на самоубийство, вынуждены были уезжать, но их душа оставалась непокоренной, В русской литературе XX века каждое имя — это трагедия; Блок, Ахматова, Цветаева, Есенин, Пастернак, Солженицын…

Но, как известно, каждому воздается по вере. И доктор Рагин не исключение, Когда он сам столкнулся с болью, оскорблением, подлостью, причиненной другими людьми, то понял, что человек несет ответственность за то, что он совершает, что рано или поздно настает время расплаты. Рагин понял чужую боль и ужаснулся тому, что сам причинял страдания, но больше двадцати лет не знал и не хотел знать этого. Философские рассуждения об «истинных благах» уже не успокаивали его совести. Вскоре Андрей Ефимыч сам оказывается в палате №6 и умирает от апоплексического удара.

У Чехова Рагин умирает, а значит, умирает и время зла и насилия. Распадается его теория о возможности счастья, достигнутого лишь знанием законов счастья. Сегодня мы переживаем такой конец — конец «прекрасного будущего». Пришло время расплачиваться за чернобыльские станции, за разрушенные храмы, за утраченную культуру, И хочется верить, что, заплатив страшную, кровавую цену, цену человеческих жизней, мы навсегда покончим с империей зла, что, пройдя, может быть, еще не один переломный период истории, люди остановят свой выбор на добре.