Достоинства и недостатки этого романа   принадлежат ему одному, на все остальные русские романы он похож  только внешнею своей формою: он похож на них тем, что сюжет  его очень прост и что в нем мало действующих лиц. Роман «Что делать» не   принадлежит к числу сырых продуктов нашей умственной жизни Он  создан работою Сильного ума; на нем лежит печать глубокой  мысли. Умея вглядываться в явление жизни, автор умеет   обобщать и осмысливать их.
Его неотразимая логика прямым путем  ведет его от отдельных явлений к внешним теоретическим   комбинациям, которые приводят в отчаяние жалких рутинеров,   отвечающих жалкими словами на всякую новую и сильную мысль.  Все симпатии автора лежат безусловно на стороне 6улшего;  симпатии эти отдаются безраздельно тем задаткам будущего,   которые замечаются уже в настоящем. Эти задатки зарыты до сих  пор под грудою общественных обломков прошедшего, а к   прошедшему автор, конечно, относится совершенно отрицательно. 
Как мыслитель, он понимает и, следовательно, прощает все его  уклонения от разумности, но, как деятель, как защитник идеи,  стремящейся войти в жизнь, он борется со всяким безобразием  и преследует ирониею и сарказмом все, что бременит землю и  коптит небо.  В начале пятидесятых годов живет в Петербурге мелкий   чиновник Розальский.
Жена этого чиновника, Марья Алексеевна,  хочет выдать свою дочь, Веру Павловну, за богатого и глупою   жениха, а Вера Павловна, напротив того, тайком от родителей   выходит замуж за медицинского студента Лопухова, который чтобы  жениться, оставляет академию за несколько недель до окончания  курса. Живут Лопуховы четыре года мирно и счастливо, но Вера  Павловна влюбляется в друга своего мужа, медика Кирсанова,   который также чувствует к ней сильную любовь. Чтобы не мешать их  счастью, Лопухов официально застреливается, а на самом  из России и проводит несколько лет в Америке. Потом он  возвращается в Петербург под именем американского гражданина  Чарльза Бьюмонта, женится на очень хорошей молодой девушке и  сходится самым дружеским образом с Кирсановым и его женою, Верою Павловной, которые, конечно, давно шали настоящее   значение самоубийства.
 «Проницательный читатель», над которым очень часто и  сурово потешается г.Чернышевский, не имеет ничего общего с тем  простым и бесхитростным читателем, которого любит и уважает  каждый пишущий человек.   Если бы Г.Чернышевскому пришлось изображать новых   людей, поставленных в положение Базарова, то есть окруженных  всяким старьем и тряпьем, то его Лопухов, Кирсанов, Рахметов  стали бы держать себя почти совершенно так, как держит себя  Базаров. Но г.Чернышевскому нет никакой надобности   поступать таким образом. Он знает не только то, как думают и   рассуждают новые люди , но и то, как они чувствуют, как   любят и уважают друг друга, как устраивают семейную и   вседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому  порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей  и доверчиво протягивать руку каждому.   Новые люди считают труд абсолютно необходимым   условием человеческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли  не самое существенное различие между старыми и новыми   людьми. По-видимому, тут нет ничего особенного.  
 Опираясь на свой любимый труд, выгодный для них самих и  полезный для других, новые люди устраивают свою жизнь так,  что их личные интересы ни в чем не противоречат   действительным интересам общества. Это вовсе не трудно устроить. Стоит  только полюбить полезный труд, и тогда все, что отвлекает от  этого труда, будет казаться неприятною помехою: чем больше  вы будете предаваться вашему любимому полезному труду, тем  лучше это будет для вас и тем лучше это будет для других.   Поэтому кто любит труд, тот, действуя в свою пользу,   действует в пользу человечества; кто любит труд, тот сознательно   любит самого себя, тот в самом себе любил бы всех остальных   людей; если бы только не было на свете таких господ, которые  невольно или умышленно мешают всякому полезному труду.
 Новые люди трудятся и желают своему труду простора и   развития; в этом желании, составляющем глубочайшую потребность  их организма, новые люди сходятся со всеми миллионами всех  трудящихся людей земного шара, всех, кто сознательно или   бессознательно молит бога и просит ближнего, чтобы не мешали  ему трудиться и пользоваться плодами труда.   Новые люди не грешат и не каются; они всегда размышляют  и поэтому делают только ошибки в расчете, а потом исправляют  эти ошибки и избегают их в последующих выкладках.
У новых  людей добро и истина, честность и знание, характер и ум   оказываются тождественными понятиями; чем умнее новый человек,  тем он честнее, потому что меньше ошибок вкрадывается в   расчеты. У нового человека нет причин для разлада между умом и  чувством, потому что ум, направленный на любимый и   полезный труд, всегда советует только то, что согласно с личною   выгодою, совпадающею с истинными интересами человечества и,  следовательно, с требованиями самой строгой справедливости и  самого щекотливого нравственного чувства.
Основные особенности нового типа, о которых я говорил до  сих пор, могут быть сформулированы в трех главных   положениях, находящихся в самой тесной связи между собою. 
    Новые люди пристрастились к общеполезному труду. 
    Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и  эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству.  III. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с  их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены   хроническою враждою против остальных людей.  А все это вместе может быть выражено еще короче: новыми   людьми называются мыслящие работники, любящие свою работу.  
Развитие и окончательное усовершенствование мастерской  (Веры Павловны) описаны г. Чернышевским очень ясно,   подробно и с тою сознательною любовью, которую подобные   учреждения естественным образом внушают ему как специалисту  по части социальной науки.  В практическом отношении это описание мастерской,   действительно существующей или идеальной — все равно, составляет,  может быть, самое замечательное место во всем романе.   
Главнейшие основания в устройстве мастерской Веры   Павловны заключались в том, что прибыль делилась поровну между  всеми работницами и потом расходовалась самым   экономическим и расчетливым образом: вместо нескольких маленьких   квартир нанималась одна большая; вместо того чтобы покупать   съестные припасы по мелочам, их покупали оптом. Для личной  жизни Веры Павловны устройство мастерской и прежние труды  по урокам важны в том отношении, что они ограждают ее в  глазах читателя от подозрения в умственной пустоте.