Родился 12 июля (24 июля по новому стилю) в Саратове в семье священника. Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. Четырнадцати лет (1842) поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.
За годы учебы в университете (1846 - 50) были выработаны основы мировоззрения, сложилось убеждение в необходимости революции в России. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности: «... я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев...» В университете делает первые попытки писать художественные произведения. После окончания университета и кратковременной работы в качестве преподавателя в кадетском корпусе получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. «Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгой...», - пишет он в 1853 году. На занятиях он внушает молодежи мысли о необходимости отмены крепостного права, введения политических свобод и др.
В Саратове женится на дочери Васильева, Ольге Сократовне, в лице которой нашел единомышленницу.
В 1853 переезжает в Петербург, сначала сотрудничает в «Отечественных записках», но переходит в журнал «Современник», познакомившись с Н. Некрасовым, который оценил революционные взгляды молодого критика и его широкую образованность. Одна за другой появляются в журнале его критические статьи. Параллельно с работой Чернышевский готовится к защите магической диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая в среде университетских чиновников была воспринята как революционное выступление. Либеральные идеологи выступили в журналах с критикой материалистической эстетики Чернышевского. Диссертация была утверждена только через три с половиной года.
В начале 1860-х общественная борьба в России обострилась. Чернышевский возглавил борьбу революционной демократии за подлинное освобождение народа. Объясняя грабительскую сущность реформы 1861, он утверждал, что только крестьянская революция может принести народу политические права и экономическое освобождение. Ближайшим его соратником стал Добролюбов, которого Чернышевский в 1856 привлек в «Современник», передав ему в дальнейшем руководство отделом критики, а сам сосредоточился на политической, экономической и философской темах.
Прекрасный конспиратор, он тщательно скрывал свою связь с революционными кружками. Однако он был слишком опасным врагом самодержавия, чтобы достаточным предлогом для ареста послужила переписка Герцена в одном письме Серно-Соловьевичу (единомышленнику Чернышевского) о готовности вместе с Чернышевским издавать «Современник» за границей.
7 июля 1862 был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Следствие продолжалось около полутора лет. В виде протеста против незаконных действий следствия провел девятидневную голодовку. Вместе с тем продолжал работать в тюрьме: в каземате крепости написал роман «Что делать?» (1863), повесть «Алферьев» (не закончена), ряд мелких рассказов (1864), сделал переводы нескольких исторических и литературных трудов.
19 мая состоялась церемония «гражданской казни» Чернышевского, целью которой было унизить его, предать публичному позору, но «казнь» превратилась в демонстрацию любви и преданности революционно настроенной молодежи своему учителю. Под конвоем он был отправлен в Сибирь. Каторгу отбывал в Кадаинском руднике и Александровском заводе, затем переведен в Вилюйск. В Сибири написал роман «Пролог».
Только в 1883 Александр III после неоднократных обращений ряда организаций и известных деятелей культуры разрешил его переезд в Астрахань. Резкая перемена климата сказалась на его здоровье, но он работает, появляются его статьи и переводы.
В 1889 Чернышевскому было разрешено вернуться в родной Саратов. Через пять месяцев после возвращения 17 октября (29 по новому стилю) 1889 Чернышевский скончался.
Использованы материалы из опубликованной книги: Русская литература. Мастера русского слова: великие поэты и писатели. Афоризмы, цитаты, мудрые высказывания, великие поэты и писатели. Издательство «Юниор» город Москва. Библиографические публикации
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828, Саратов - 1889, там же) - рев. публицист, социалист-утопист, писатель. Род. в семье священника. После окончания Саратовской духовной семинарии Чернышевский, овладевший 10 иностранными языками, являвшийся самым способным учеником, в 1846 стал студентом историко-филологического отделения Петербург, ун-та. Серьезно занимавшийся изучением трудов по истории и социологии, мечтавший о благе человечества и будущем соц. переустройстве, Чернышевский после окончания ун-та в 1851 получил место преподавателя словесности в Саратовской гимназии. Не боялся перед учениками доказывать несправедливость крепостного права и высказывать восхищение Великой французской рев. («Я делаю здесь такие вещи, Которые пахнут каторгою, я такие вещи говорю в классе»). В 1853 женился, предупредив свою невесту о том, что он непременно будет участвовать в будущем росСалтыков бунте, и переехал с ней в Петербург. Сдав магистерские экзамены, Чернышевский стал сотрудничать в журн. «Современник» и «Отечественные записки». В написанной им диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» и подцензурных статьях он умело проповедовал рев.-просветительские идеи борьбы за свержение «безграничного владычества самодурства». Чернышевский получил широчайшую известность как «глава радикального оркестра», на к-рого накопились многочисленные доносы в III Отделении. В 1859 Чернышевский ездил в Лондон и встречался с А. И. Герценом. Чернышевский полагал, что в результате крестьянской рев. Россия сможет миновать капитализм, создав условия для соц. отношений. В 1862 был арестован по обвинению в сношениях с эмигрантами и содержался в Петропавловской крепости, где написал роман «Что делать?», на к-ром воспиталось не одно поколение рев. За недоказанную принадлежность к составлению прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Чернышевский был осужден на 7 лет каторжных работ, и после обряда гражданской казни (на Мытнинской площади Петербурга над головой Чернышевского сломали шпагу) он был отправлен на Кадаинский рудник. После окончания срока каторги Чернышевский был препровожден в Вилюйский острог. Жена жандармского унтера вспоминала: «В Вилюйске... зима такая, что если плюнуть, то плевок, не долетая до земли, замерзает... Если взять белый хлеб, то сразу мошка так обсядет густо, что подумаешь, будто икрой вымазан. Если, бывало, положишь на стол кусок свежего мяса, то оно через 1/2 часа будет совсем белое, как бумага: комары высосут всю кровь из него». Здесь Чернышевский прожил 12 лет, отказавшись подписать прошение о помиловании («Мне кажется, я сослан только потому, что голова моя и голова шефа жандармов Шувалова устроены на разный манер. А об этом-то разве можно просить помилования?»). Продолжил лит. работу, написав роман «Пролог», изданный в 1877 в Лондоне. В 1883 получил разрешение на жительство в Астрахани, в 1889 смог вернуться в Саратов, всюду находясь под наблюдением полиции. Занимался переводами, изданием «Материалов для биографии Н. А. Добролюбова», не пытаясь вернуться к полит, деятельности. Судьба и труды Чернышевского оказали огромное влияние на развитие освободительного движения в России.
Использованы материалы из опубликованной книги: Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, тысяча девятисот девяносто седьмой год. Литература:
Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский: Научная биография. Саратов,1978 - 1992.4.1 - 3;
Ланщиков А. П. Н. Г. Чернышевский. М.,одна тысяча девятьсот восемьдесят второй.