Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» был создан в стенах Петропавловской крепости. От стал политическим завещанием писателя, обращенным к современности.

Необычное построение книги, двуплановость, обусловлено было необходимостью зашифровки. На первый план выдвигались проблемы любви, раскрепощения женщины, на второй — тема уничтожения классового неравенства, революционного переворота.

Писатель вскрывает пороки и мещанской среды, и аристократического общества.

Сложность, противоречивость человеческих переживаний отмечает автор, характеризуя «новых людей». Образы «обыкновенных» героев Чернышевский наделяет теми же качествами, какими обладает «особенный человек»: они мужественны, энергичны, умеют находить свое счастье в служении людям.

Рахметов, хотя ему и отведено в романе несколько страниц, — является важнейшим персонажем. «Революционерами 61-го года» называл таких людей вождь пролетариата. «Мало их, — писал Чернышевский о людях типа Рахметова, — но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы. Мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы…» Эти финальные слова о людях рахметовского типа писатель произносит с благоговением, подчеркивая их необыкновенность («букет в благородном вине», «соль соли земли»).

Рассказывая о Рахметове, Чернышевский говорит недомолвками, последовательной его характеристики не дает. Однако он упоминает об «анафеме» родственников. Видимо, разрыв с дворянским родом произошел тогда, когда наследник сделал свой выбор: доставшиеся около четырехсот душ крестьян были отпущены на волю, земля (семь тысяч десятин) — передана народу.

Сын помещика, чтобы добиться расположения простых людей, стал есть то, что позволяли себе они, копал землю, ковал железо.

Суровое самоограничение в личной жизни, занятия физическим трудом — все это сближает его с простым народом. Не зря его прозвали Никитушкой ломовым, к нему тянется Маша…

Рахметов — редкой породы человек, «особенный» человек. Он готовит себя к жестоким испытаниям. Эта полная жертвенность постоянно подчеркивается Чернышевским. Глубокая душевная деликатность, забота о простых людях, умение шутить, смеяться, умение не быть «мрачным чудовищем» раскрывается в сцене объяснения Рахметова с Верой Павловной. Мы видим, что очень сдержанно оценивает наш герой значение мастерской Верочки, не хочет преувеличивать роли трудовых коллективов в процессе перехода к социализму.

Недоговоренность и загадочность образа Рахметова не только помогли писателю преодолеть цензурные преграды, но и привлекли к нему внимание читателей.

Пытаясь расшифровать замечание Чернышевского, что он знал лишь восемь человек рахметовского типа, в том числе и двух женщин, исследователи указывают Добролюбова, Михайлова, Обручева, Бахметьева, Сараковского, Николая или Александра Серно-Соловьевичей.

Думаю, что к людям рахметовского типа может быть отнесен и сам Н. Г. Чернышевский, хотя он из-за своей удивительной скромности отвергал такие предположения.

То, о чем в застенке Петропавловской крепости мечтал писатель, не потеряло своего значения. Вдохновенный призыв Чернышевского актуально звучит и сейчас: «…будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него…»