Содержанию «Песни» не везло у исследователей. Обращая внимание на многие ценнейшие и интереснейшие детали, они подчас забывали о самой простой, но -от этого не менее важной, стороне «Песни» – о ее сюжетном содержании, о мотивировке поступков действующих лиц.

Да и обычаи, и быт, и обстановка, описанные в «Песни», уже совсем не похожи на эпоху Каролингов. Они во многом отражают действительность XI-XII вв. Однако наряду с этим много важных особенностей «Песни» говорит о ее древности. Например, в годы, когда была записана «Песнь», Франция уже давно не только не входила в состав империи, созданной Карлом Великим, но была конгломератом Отдельных феодальных организмов, а номинально напивалась королевством.

Когда в лагере Карла обсуждают предложения Марсилия, разгорается жаркий спор: граф Роланд, храбрейший витязь Карла, выступает против мирных переговоров и требует похода на Сарагосу. Роланд напоминает, что Марсилий уже раз обманул франков и убил двух франкских послов. Роланду резко и оскорбительно противоречит его отчим Гуенелон, сторонник мирных переговоров, обзывая Роланда «хвастуном и глупцом».

По словам Маркса, в северной Франции XI-XII вв. «…царили величайшая грубость и анархия». В ней бушевали феодальные усобицы, раскрошившие страну на целый ряд отдельных самостоя» тельных и полусамостоятельных провинций. Резиденцией французского короля в то время уже определенно становился Париж, о котором в «Песни» пет пи слова. Ничего этого мы не найдем в «Песни». Взаимоотношения ее героев отражают эпоху XI-XII вв., а ее исторический фон – яркое воспоминание о прошлом, живущее в народной памяти. Франция – часть империи, столица ее – Ахен; в войске Карла целый десяток европейских народностей; за Карлом идут сыны всей Западной Европы, выступившие против язычников-сарацин из Испании и Италии, стремившихся распространиться по землям Западной Европы.

В 778 г. войско императора Карла, прозванного Великим, возвращалось после своего набега на Испанию. Путь франков лежал через Пиренейские ущелья. Ночью арьергард и обоз Карла подверглись неожиданному нападению басков – народа, через земли которого прошел опустошительный путь отступавшего франкского поиска. В этой ночной стычке был убит Хруодланд, начальник Кротонской марки (пограничной полосы, отделявшей Францию от полуострова Бретань).

Это «почему-то» звучит очень естественно, но «Песнь» дает полное объяснение, почему именно. Так как причина ярости Ганелона (Гуенелона) против Роланда – важнейшая пружина сюжета «Песни», то придется обратиться именно к сюжету, чтобы вспомнить детали взаимоотношений отчима и пасынка – Гуенелона и Роланда. Император Карл завоевал почти всю Испанию. Только город Сарагоса, где правит царь Марсилий, избежал общей участи. Марсилий решил заключить обманный мир с Карлом, задарить его и умиротворить, чтобы спасти свое государство. Он отправляет к Карлу послов, униженно просящих мира.

Ни до, ни после этого сообщения мы ничего не знаем о Хруодланде, погибшем в ночном бою в Пиренеях. Узнаем мы о нем грлько тогда, когда Хруодланд станет легендарным графом бре-юнским Роландом, героем целого ряда сказаний и песен европейских народов. Действительные исторические условия, в которых совершался поход 778 г. в Испанию, были забыты. В «Песни» на франкское войско нападают не баски, а сарацины (или ,мавры, или язычники, как их называет «Песнь»); погибают не лица, павшие вместе с Хруодландо

Похожие сочинения

  1. Что такое рыцарский долг (по сказанию "Песнь о Роланде") (2 вариант)
    Не потеряет Франции король, Пока я жив, коня ни одного. Песнь о Роланде У любого народа во все времена были свои герои. Они носили разную одежду, говорили на разных языках, пользовались различными видами оружия, но практически все обладали...смотреть целиком
  2. Героический эпос народов «Песня о Роланде»
    Во французской поэме исторические факты и события, переплести с поэтической выдумкой, получили кое-что другую интерпретацию и окраску. Поэма начинается воспеванием победы Карла Большого в Испании. Семь лет он воюет с сарацинами, захватил все испанские...смотреть целиком
  3. Карл Великий (персонаж «Песни о Роланде»)
    Карл Великий — один из центральных персонажей французского средневекового героического эпоса «Песнь о Роланде». См. статью: Песнь о Роланде: фольклорная природа памятника французского средневекового эпоса (статья Вл. А. Лукова). ...смотреть целиком
  4. Объясните роль объединения исторической правды и художественного вымысла в героическом эпосе «Песня о Роланде»
    Образ Роланда последовательно раскрывается в его поступках. Роланд всегда покоряет необходимости делать то, что требует от него обязанность рыцаря, но эта покорность не имеет ничего общего с покорностью судьбы. Служение королю и «дорогой Франции» – это...смотреть целиком
  5. Герой французской эпической поэмы «Песнь о Роланде»
    Вопрос об историческом прототипе Роланда в поэме — племянника Карла Великого, остается открытым, так как первое упоминание о нем в историографической традиции, а именно в «Жизнеописании Карла Великого» Эйнхарда (IX век), возможно, было вызвано растущей...смотреть целиком
  6. Роланд (герой «Песни о Роланде»)
    Роланд – главный герой французского средневекового героического эпоса «Песнь о Роланде». См. статью: Песнь о Роланде: фольклорная природа памятника французского средневекового эпоса (статья Вл. А. Лукова). ...смотреть целиком
  7. Образы героев в эпосе «Песнь о Роланде»
    Оливьер, друг-побратим Роланда. Конечно, образ Оливьера бледнее, чем образ Роланда, но и в нем немало самостоятельных, живых черт. Это вдумчивый, осторожный и от того не менее храбрый воин, вождь с великолепным чувством ответственности за жизнь своих...смотреть целиком