Эта деталь дорисовывала бы ту линию «Песни», которую можно было бы рассматривать как попытку восстановить идею империи в интересах растущих политических планов анжуйской фамилии, объединившей под своей властью почти всю Францию.

Тобой я взял Анжуйский лен с Бретанью И Пуату и весь Мен без изъятья. Тобой я взял весь вольный край Норманский И взял тобой Прованс и Аквитанию.

Но если эта деталь остается «недостающим звеном цепи», то, во всяком случае, Роланд изображен в цитированном месте поэмы как объединитель земель, входивших в планы анжуйской экспансии.

Где и почему могла возникнуть и укрепиться такая идея во Франции XI – начала XII в.? Собственно французское королевство в то время было совсем слабо. Его окружали со всех сторон могучие вассалы – графы Шампани, Тулузы, владельцы Бургундии. Маркс отметил это положение французского королевства, называя графа Теобальда (Тибо) Шампанского «…почти столь же могущественного, как и король…».

История государства, возглавленного анжуйским родом Плантагенетов, остро заинтересовала и буржуазную науку. В 1933 г. вышла специальная работа выдающегося медиевиста Шарля Пти-Дютайе – «Феодальная монархия во Франции и в Англии X- XIII вв.», в которой прямо выдвигается понятие «анжуйской империи» – такое название дает Дютайе этому объединенному англофранцузскому королевству.

При целом ряде специфических дефектов (Дютайе игнорирует проблемы экономики и классовой борьбы) эта работа дает яркую картину создания государства-Плантагенетов. Приведенные в ней документы раскрывают политический кругозор эпохи. Генрих Плантагенет, сын графа Анжуйского, именует себя «королем Англии, герцогом Нормандии и Аквитании, графом Анжу» и приветствует «своих баронов» – «французских и английских». Каждый английский король лелеял мечты о присоединении к своей короне Шотландии и Ирландии – и король Шотландии стал вассалом Генриха II, а завоевание’Ирландии было им начато. Дочери Генриха II стали королевами Кастилии и Сицилии, король Арагонии был его союзником, графство Тулуза (Прованс) еле избежало его цепких рук.

Немецкий перевод «Песни», сделанный в 30-х гг. XII веке Конрадом, добавляет еще одну интересную подробность: у Конрада Диррих (Тьедри) объясняет свою готовность биться с Пинабелем тем, что Роланд воспитывал его. «Я – росток того же корня», говорит Диррих,-»я – ближайший родич Роланда». Эта версия мести Дирриха-Тьедри за Роланда дает две возможности толкования: либо Конрад для себя объяснил показавшееся ему странным заступничество какого-то неизвестного барона за Карла (у Конрада – за Роланда), либо это – утерянная и очень важная деталь анжуйской тенденции в цоэме: ведь если Диррих-Тьедри – «ближайший родич» Роланду, а Роланд – племянник Карла, значит, Диррих-Тьедри – какой-то косвенный родич самого Карла.

Внимательно следя за феодальными интригами и борьбой нескольких феодальных групп во Франции XII в., Маркс в своих конспектах отмечает все растущее значение одного из соперников и в то же время вассалов французского короля – Анжуйской графской фамилии. К середине XII в. граф Анжуйский Жоффруа Плантагенет был, по замечанию Маркса, «могущественнейшим феодалом», сын его Генрих – «могущественнейшим вассалом в государстве Людовика».

Вообще анжуйцы – три брата Готфрид, Диррих и Аргун (?) – у Конрада встречаются гораздо чаще, чем в Оксфордском списке, и за Готфридом (Джефрейтом) было закреплено его звание знаменосца: всюду он со знаменем в руках (семь упоминаний на всю переделку-перевод Конрада). Король Артур в книге Груффуда становится главой всего мира, прокладывает себе путь к Риму и торжественно вступает в него. Уже в 1154 г. известный англо-нормандский трувер Васе перевел (с большими переделками) книгу Груффуда на старофранцузский, и его перевод, названный им «Брут», имел очень заметный успех. Васе был придворным поэтом Генриха II Плантагенета – государя, при котором анжуйская династия достигла наибольших успехов на материке. Была ли анжуйская имперская ориентация придана жонглером, подвизавшимся при анжуйском дворе, или «Песнь» в ее Оксфордском списке была задумана с этой ориентацией – вопрос остается открытым.
Тобой смирил я скоттов и ирландцев, Англию всю…

«Песнь о Роланде», королевская джеста, характерна своими централизаторскими тенденциями: параллельно им выдвигается идея большого многонационального европейского государства, объединенного под властью императора Карла. Конечно, это государство – память об империи Каролингов- знакомо и по другим джестам, циклизировавшимся вокруг образа Карла. Но все же ни в какой другой джесте эта идея многонационального христианского государства не выступает так настойчиво, как в «Песни»: от Восточной Европы (поляки и сербы) до Англии и Ирландии лежат границы этого государства.

Этот политико-географический размах знаком нам по «Песни о Роланде». Пересчитывая земли, завоеванные для Карла мечом Дюрандалью, Роланд поочередно их называет:

Генрих Плантагенет, обладатель 13 французских графств, был наследником английского трона (а с 1151 г.- королем Англии Генрихом II) и «претендовал», по выражению Маркса, «на французские города и местности». Под властью Анжуйской фамилии Плантаге-иетов к середине XII в. были уже объединены (или могли отойти по праву наследования) герцогство Нормандия, и графство Бретань, земли Мен, Анжу и Пуату, герцогство Аквитанское и герцогство Гасконское (граничившее с Провансом) и Овернь, а за морем – Англия. В 1154 г. это подготовлявшееся гигантское для средневековой Европы объединение феодальных земель было закончено, но, конечно, блестящее завершение этой карьеры анжуйского дома явилось результатом долгой и упорной подготовительной работы, кстати, отмеченной Марксом в его конспектах.

Похожие сочинения

  1. Песнь о Роланде
    К числу замечательных памятников средневековой литературы относится эпическое сказание французского народа - "Песнь о Роланде". Незначительный исторический факт лег в основу этой героической эпопеи и со временем, обогатившись рядом позднейших...смотреть целиком
  2. Мотив рыцарской чести, долга, служения королю в «Песне о Роланде»
    Мотив рыцарской чести, долга, служения королю в «Песне о Роланде» 1. Историческая основа «Песни о Роланде». 2. Образ графа Роланда, идеального рыцаря и вер­ного вассала. 3. Бой в Ронсевальском ущелье и гибель Роланда. Все говорят: «Настал конец векам,...смотреть целиком
  3. Героическая эпопея «Песнь о Роланде»
    Державный император франков великий Карл (тот самый Карл, от имени которого происходит самое слово «король») семь долгих лет сражается с маврами в прекрасной Испании. Он отвоевал у нечестивых уже многие испанские замки. Его верное войско разбило все...смотреть целиком
  4. Пейзажные образы «Песня о Роланде»
    Кроме вооружения, описана одежда, предметы обихода. На страницах «Песни» сверкают золото и серебро, горят драгоценные камни; читатель узнает, что оружие было украшено драгоценностями, что мебель делалась из слоновой кости и ценных пород дерева. Немало...смотреть целиком
  5. Идея родины в «Песни о Роланде»
    Идея родины сливается с идеей христианской Европы, противоборствующей мусульманскому Востоку. Здесь произошла любопытная передвижка идей: первоначально оборонительная идея борьбы против мусульман, вторгшихся в Европу, превращалась в обстановке крестовых...смотреть целиком
  6. Образы героев в эпосе «Песнь о Роланде»
    Оливьер, друг-побратим Роланда. Конечно, образ Оливьера бледнее, чем образ Роланда, но и в нем немало самостоятельных, живых черт. Это вдумчивый, осторожный и от того не менее храбрый воин, вождь с великолепным чувством ответственности за жизнь своих...смотреть целиком
  7. Что такое рыцарский долг (по сказанию "Песнь о Роланде") (2 вариант)
    Не потеряет Франции король, Пока я жив, коня ни одного. Песнь о Роланде У любого народа во все времена были свои герои. Они носили разную одежду, говорили на разных языках, пользовались различными видами оружия, но практически все обладали...смотреть целиком