Ко времени создания «Недоросля» было написано уже немало пьес, в той или иной мере касавшихся крестьянской тематики. Но во многих из них авторы, стремясь приукрасить крепостную жизнь, изображали крепостников-помещиков добрыми и благородными, уважающими своих крестьян и сочувственно относящимися к ним. Комедия Д. И. Фонвизина выделяется среди подобных произведений своей оригинальностью и необыкновенной обличительной силой. Главная же заслуга Фонвизина заключается в том, что он, как справедливо заметил К. В. Пигарев, «...первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения».

В образе Простаковой перед нами предстает жестокая и властная крепостница, истинный образ которой раскрывается в ее отношении к подвластным. Она не считает своих крепостных крестьян людьми и грубо обращается с ними. Слуги, превращенные Простаковой в рабов, утратили даже человеческие имена. «Собачья дочь», «старая хрычовка», «бестия» — так называет «госпожа» свою верную и преданную служанку Еремеевну. Грубые слова слетают с уст Простаковой в припадке ярости и негодования, она, не стесняясь, может пустить в ход и кулаки. Страшно, что Простакова искренне убеждена в своей правоте, в том, что к крестьянам иначе относиться нельзя. «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» — доверительно сообщает она чиновнику Правдину. По-видимому, такие представления привили ей ее родители. Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные крестьяне этой помещицы. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже с°драть не можем. Такая беда!» — жалуется она брату, благосостояние которого также держится на грубости и беззастенчивом ограблении своих крепостных.




Автор неоднократно подчеркивает ограниченность Простакови неразвитость ее ума. Например, указ о вольности дворянской, Котором шла речь об освобождении дворян от обязательной службы, она воспринимает как юридическое освящение своей неограниченной власти над крестьянами и с удовольствием пользуется этой властью. Но особенно ярко примитивная натура Простаковой раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Простакова способна униженно валяться в ногах у Правдива, вымаливая прощение, но, получив его, спешит расправиться с нерасторопными слугами. Особенности характера Простаковой ярко раскрываются в ее речи, одновременно грубой и льстивой, хитрой и наивной.

Для того чтобы подчеркнуть широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придать ей характер типичности, автор ввел в действие пьесы брата Простаковой — Тараса Скотинина. Это деспот-самодур, который в кулачной расправе и ограблении своих крестьян пошел еще дальше своей сестры.

Похожие сочинения

  1. Анализ произведения
    Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения — как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)
    Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды....смотреть целиком
  3. Фонвизин — автор комедии «Недоросль»  Новое!
    Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет...смотреть целиком
  4. Тема воспитания в комедии «Недоросль»
    В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д.И.Фонвизин выводит на сцену представителей дворянства, развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде. Тема воспитания всегда занимала Фонвизина....смотреть целиком
  5. Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»
    Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» выдержана в рамках классицизма. Назначение комедии в классицизме - смешить, «издевкой править нрав», то есть смехом воспитывать отдельных представителей дворянского сословия. Вопрос о том, каким должен быть истинный...смотреть целиком
  6. Семейный портрет Простаковых—Скотининых  Новое!
    Эпоха расцвета крепостничества в России, привилегий дворянства, эпоха жестокого угнетения народных масс и потрясающего невежества — это эпоха, в которой жил Фонвизин. Он видел всю несправедливость своего века, видел и не мог с ней мириться. Нет, он не...смотреть целиком
  7. Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина  Новое!
    Грубость языка и действий Простаковой - не грубость Фонвизина, а яркая деталь ее жизненного облика. «Простонародность» сцены драки учителей глубочайшим образом связывается с призывом к избавлению народа от беспросветного рабства под властью варваров,...смотреть целиком