Страница: [ 1 ]  2  

19 век - век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, "Горе от ума" А. С. Грибоедова и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина положили основание последующей литературе.

Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов, так и Пушкин уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В "Горе от ума" московское барство - это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а "к свободной жизни их вражда непримирима". Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе "Евгения Онегина" именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:



Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…



Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из "высшего общества" чуждались национальной культуры ("нам без немцев нет спасенья", "мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…").

И в "Горе от ума", и в "Евгении Онегине", и в "Войне и мире" подчеркнута безликость, статичность "сильных мира сего". У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение - это для них самой главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их.

Фонвизин «Недоросль»

«Недоросль» - самая известная комедия XVII в., сделавшая своего автора Д. И. Фонвизина, бессмертным.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, - проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки - как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева.

Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Простакова – персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своей собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато, какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!

На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии в Простаковой, как в отрицательном персонаже, собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средне руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), а когда она пытается расположить к себе Стародума, в ее голосе появляются даже светские нотки.

Другой персонаж «Недоросля» - господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того – он видит жизнь ее глазами.

Еще один помещик – Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается за столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своим напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это его незлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.

Такого это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Пушкин «Евгений Онегин»

Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

В провинциальном обществе есть и свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Если изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются литературные герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов).

Мир поместного дворянства далек от совершенства:



Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат...



Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью (‘о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне’).

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их ж

Похожие сочинения

  1. Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...смотреть целиком
  2. Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина
    В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер. Гораздо реже встречаются комедии,...смотреть целиком
  3. Актуален ли образ Митрофанушки в наше время
    Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой»...смотреть целиком
  4. Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
    “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”. Д.И.Фонвизин В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией...смотреть целиком
  5. Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)
    Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно...смотреть целиком
  6. Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина
    Вот, к примеру, какие «вопросы» и «ответы» были включены во «Всеобщую придворную грамматику»: Действие происходит в имении Простаковых. Животной ярости помещицы боятся не только слуги («Ах, она бестия! Лежит! Как будто, благородная!»), но и супруг,...смотреть целиком
  7. Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 1. Проблема воспитания в комедии. 2. Достойный гражданин в «Недоросле». Комедия «Недоросль» — одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина. В этом произведении ав­тор...смотреть целиком