«Недоросль» - антикрепостническая пьеса, и в этом ее главное значение. А между тем сам Фонвизин, как и другие представители передовой общественной мысли его времени, еще не поднялся до прямого отождествления «рабства» и «крепостного права». Не осуждение крепостного права как такового, а лишь обличение «…тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»,- вот какую непосредственную задачу ставил перед собой Фонвизин. А «злонравие» помещиков он прямо связывал с «невежеством», и педагогическая сама по себе проблема воспитания вырастала в проблему социальную. Однако, не посягая на крепостное право вообще, Фонвизин искал ему некое моральное оправдание. И таким моральным оправданием была в его глазах служба дворян государству. Вот почему одну из основных причин помещичьего «злонравия» он усматривал в указе Петра III о так называемой «вольности дворян» (1762), предоставившем дворянам право служить или не служить по их желанию.

Впоследствии Пушкин отозвался об этом указе как о таком документе, которым «предки наши столько гордились», но которого «справедливее должны были бы стыдиться». Если крепостное право расценивалось ранее как награда дворянству за его службу государству, то теперь превращалось в сословную привилегию, юридически освещавшую неограниченную власть помещика над личностью, трудом и собственностью крестьянина. В «Недоросле» тема дворянского воспитания и тема службы дворянства государству. Слово «недоросль», как уже видно из данного ранее объяснения, не заключало в себе ничего обидного или пренебрежительного, но оно стало зазорной кличкой после того, как Фонвизин в своей комедии вывел тупоумного лодыря, неуча и маменькина сынка Митрофана. Ему идет уже шестнадцатый год, а ведь указ Петра I (1714) предписывал дворянину начинать службу с пятнадцатилетнего возраста. Преемники Петра продлили срок пребывания в недорослях до двадцати лет, но при условии расширения круга «указных наук». Знание же арифметики и геометрии, равно как и элементарные навыки в грамоте, были обязательны на первом этапе обучения. Указом даже был определен «штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока сего выучится». Тот, кто в пятнадцать лет не выдерживал проверки своих знаний, зачислялся в военную службу рядовым без права дальнейшего повышения в чинах.



Однако, призывая к законодательному упорядочению взаимоотношений между помещиками и крестьянами, Фонвизин разделял общее заблуждение современных ему сатириков, которые, по словам Н. А. Добролюбова, «от ничтожнейших улучшений ожидали громадных следствий». Но есть в заключительной сцене «Недоросля» одна реплика, свидетельствующая о невольной победе Фонвизина-художника над Фонвизиным-идеологом. Эта реплика принадлежит Еремеевне. Взятая под опеку, грубо отвергнутая Митрофаном, Простакова падает в обморок. Софья и Еремеевна бросаются помочь ей. Но, помогая своей госпоже, Еремеевна, всмотревшись в ее лицо и всплеснув руками, говорит Стародуму: «Очнется, мой батюшка, очнется». Так забитая дворовая женщина нечаянно оказывается дальновиднее не только положительных персонажей, но и автора. Своей репликой она подсознательно выражает горькую истину: в стране, где Простаковы и Скотинины исчисляются тысячами, а Правдины - единицами, любые законы бессильны ограничить ужасы крепостничества.

«Недоросль» создавался в эпоху, когда господствующим литературным направлением в России продолжал быть классицизм, утвердившийся в середине XVIII века. Все шгды и роды литературного творчества были строго регламентированы. Обязательным правилам театральней эстетики, естественно, подчинялся и Фонвизин в работе над своей комедией. Классицизм ставил перед комедиографом задачу не только развлекать и смешить зрителя, но и воспитывать. Обличая порок, автор комедии должен был представить его таким, чтобы он внушал к себе отвращение. Но отрицательному явлению надлежало противопоставить явление положительное, либо действительно существующее, либо воображаемое. Это явление следовало показывать в качестве образца, примера для подражания.

В соответствии с этим требованием действующие лица в «Недоросле» разделены поровну на отрицательных и положительных. В группу отрицательных персонажей входят Простакова, Простаков, Митрофан и Скотинин. Центром ее является сама Простакова. Группу положительных действующих лиц составляют Стародум, Правдин, Софья и Милон. Всех их объединяет Стародум. Остальные семь персонажей (Тришка, Еремеевна, трое учителей Митрофана, слуга Простакова и камердинер Стародума) не могут быть отнесены ни к той, ни к другой группе и нужны автору главным образом для создания социально-бытового фона пьесы.

Еще дальше шел известный писатель В. Ф. Одоевский, прямо считавший «Недоросля» трагедией. Развивая эту мысль, можно сказать, что с Фонвизина трагичность комедии стала одной из национальных особенностей русской драматургии.

Похожие сочинения

  1. ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ
    Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение...смотреть целиком
  2. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
    (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» — идейно-художественная вершина творчества — стала одним из классических образцов...смотреть целиком
  3. Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».
    Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением...смотреть целиком
  4. Сын, достойный своей матери
    Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является...смотреть целиком
  5. Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»
    Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это...смотреть целиком
  6. Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
    Денис Иванович Фонвизин — автор знаменитых комедий «Недоросль», «Бригадир», которые до сих пор не сходят с театральной сцены, и многих других сатирических произведений. По своим убеждениям Фонвизин примыкал к просветительскому движению, поэтому дворянское...смотреть целиком
  7. Актуален ли образ Митрофанушки в наше время
    Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой»...смотреть целиком