«Недоросль» Д.Фонвизина и реформы Петра I. Реальный исторический контекст слов Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

«Недоросль» — первая русская реалистическая комедия. До неё русские пьесы представляли собой переводы/переделки иностранных произведений или же вещи с очень абстрактными «безвоздушными» сюжетами в духе классицизма. А тут Д.Фонвизин написал пьесу на русской бытовой, «земной» основе, отражающая реалии, столь знакомые тогдашним зрителям (и столь непонятные нашим современникам).

Так, например, знаменитую фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться» наш современник воспринимает исключительно как выражение личного отношения недоросля Митрофанушки к учению. Однако у этой фразы есть и другой, чисто исторический, контекст.

Дело в том, что реформы Петра I требовали множества грамотных людей, и потому в 1714 году велено было во всех губерниях учредить цифирные школы, послав туда учителей из математических школ; образование в этих школах делалось обязательным для всех «дворянских и приказнаго чина, Дьячих и подъяческих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцов».

При этом Пётр I прекрасно осознавал консерватизм тогдашних родителей, и чтобы принудить их отдавать своих детей в эти школы, предписал выдавать окончившим обучение специальные свидетельства (свидетельствованные письма), «а без таких свидетельствованных писем жениться им не допускать и венечных памятей не давать».

То есть право на создание семьи было увязано с получением образования, воспоминание о чём и получило своё отражение в «Недоросле» Д.Фонвизина.

Надо сказать, что за первые десять лет существования цифирных школ в них перебывало всего-то 1389 человек; из них прошло полный курс лишь 93 человека… Родители всеми правдами и неправдами «отмазывали» своих детей от обучения и обходили запрет на венчание необразованных.

Похожие сочинения

  1. Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...смотреть целиком
  2. Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»
    Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос...смотреть целиком
  3. Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»
    Комедия Фонвизина «Недоросль» заставляет читателя улыбнуться над смешными и нелепыми героями. Писатель высмеивает дремучее невежество и нежелание хоть как-то изменить ситуацию, неправильное воспитание дворянских детей, их лень и отсутствие собственной...смотреть целиком
  4. Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
    Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина. У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность...смотреть целиком
  5. Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"  Новое!
    Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение. Классицизм...смотреть целиком
  6. Скоты, владеющие людьми
    Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу,...смотреть целиком
  7. Митрофанушка 1
    Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью...смотреть целиком