В трудные для Гете годы творческого кризиса завязалась и окрепла дружба его с Шиллером. Шиллер был моложе Гете на десять лет и чтил в нем старшего по опыту. Содружество их, однако, не превратилось в подчинение младшего поэта старшему,, это было содружество равных. Шиллер в это время уже был знаменитым поэтом » драматургом. Еще в 80-е годы автор «Разбойников» и «Коварства и любви», наиболее полно выразив дух «бури и натиска», стал одним из вождей этого движения. Юношеские драмы его кипели гневом против тиранов, призывали к защите прав человека. Его поэзия славила силу духа, звала к подвигу, к братству людей.
* Обнимитесь, миллионы!
* В поцелуе слейся, свет!
несся по миру светлый призыв оды «К радости». Впоследствии гимн радости вдохновил Бетховена: знаменитый хор в финале Девятой симфонии был создан на слова оды Шиллера. Шиллер приветствовал французскую революцию. Конвент наградил писателя-тираноборца званием почетного гражданина республики, но Шиллер недолго устремлял взоры к Конвенту. Якобинская диктатура страшила немецкого поэта. Жестокость реальной борьбы перечила его прекраснодушным идеалам, и Шиллер отшатнулся от революционной Франции. Автор «Разбойников» отказался от мятежных порывов и стал искать иных путей исправления мира и человека, углубившись в дебри немецкой метафизики, в философию Канта. Не находя в окружающем мире гармонии жизни и искусства, Шиллер вслед за Кантом пытался поднять искусство над жизнью. В поисках высших форм просветляющей, незыблемой красоты он обратился к античности, стремясь сочетать античные формы с духом современности. Но об этом мечтал и Гете. Общие поиски, общая любовь к античности и признание большой активной роли искусства сблизили двух гениев немецкой литературы.
* «…Истинным счастьем для меня было то, что я имел Шиллера,- говорил Гете впоследствии.- Хотя наши натуры и были совершенно различны, но все же мы стремились к одному и тому же, и это создавало между нами настолько тесную связь, что в сущности ни один из нас не мог бы жить без другого».
Шиллер бедствовал и, чтобы заработать на жизнь, начал читать лекции в Иенском университете, находившемся под наблюдением Гете. С 1794 г. содружество двух поэтов становится все более тесным. Они совместно издают журнал, делятся замыслами и планами, ежедневно переписываются. Шиллер то и дело гостит в веймарском доме Гете, а потом и совсем переезжает в Веймар, и они встречаются и беседуют каждый день. Голубые глаза Шиллера горят, на щеках лихорадочный румянец Худой, узкогрудый, он нервно шагает по комнате и, резко жестикулируя, излагает замысел новой драмы или читает стихи. Гете умеет слушать и Vмеет давать плодотворные советы. Он предлагает Шиллеру темы баллад, помогает ему в поисках материала для драм. Но и Шиллер не остается в долгу перед старшим другом. Он вдохновляет Гете, побуждает его к возобновлению старых замыслов, к работе над новыми произведениями.
Гете пишет в эти годы «Ученические годы Вильгельма Мейстера»- роман о воспитании личности, о немецком юноше, который ищет свое место в жизни. Герой его, как и сам автор, хочет вырваться из бюргерского болота. В мире искусства пытается найти Вильгельм желанную свободу, он становится актером. Но это иллюзия- думать, будто актеры свободные люди, Вильгельм скоро убеждается в этом. Поиски его продолжаются.
Вторую часть этого романа - «Годы странствований Вильгельма Мейстера» - Гете написал только через тридцать лет. Герой так и не вышел на действительные просторы, но все же нашел свое место в жизни. Всему другому Вильгельм Мейстер предпочел практическую деятельность, пусть скромную, но приносящую пользу людям. Он стал врачом.
Закончив в 1796 г. первую часть романа, Гете принимается за создание эпической поэмы «Герман и Доротея». Мирное довольство старинного ‘бюргерского гнезда, счастливую любовь юноши и девушки, «детей природы», Гете противопоставляет ветрам революции, ворвавшимся вместе с французскими войсками в тишь немецкого захолустья. Возвеличивая захолустную тишь, придавая ей эпические очертания, воспевая ее в античных гекзаметрах, автор «Германа и Доротеи» вставал на защиту «немецкого убожества», которое он сам презирал. Но поэма закончена, и автор вырывается из мирка Германа и Доротеи в мир вечных исканий и тревог.
В 1797 г. Гете возвращается к работе над «Фаустом». Новая эпоха дает новые масштабы поискам его героя. Шиллер поторапливает своего друга. И все же работа движется медленно. Первая часть трагедии была завершена лишь в 1806 г., через год после смерти Шиллера.
Вторую часть «Фауста» Гете задумал и начал писать, работая над первой, но завершение ее отодвинулось на четверть века. Слишком грандиозна была философская задача, поставленная писателем. И Шиллера уже не было рядом, и старость надвигалась, но Гете не терял надежды привести в исполнение свой замысел. Может быть, исторический опыт нового, XIX в. поможет ему в поисках истины?