Беспредельной мощной силой
Этой юной красоты,
Этой женственностью милой
Пленено до гроба ты.
И возможна ли измена?
Как бежать, уйти из плена,
Волю, крылья обрести?
К ней приводят все пути.
Поэта Иоганна Вольфганга Гете всегда привлекали женщины, любовь к которым вызывала горестные переживания в душе и оставляла незаживающие раны на сердце. Подсознательно он и сам к этому стремился, чтобы в полном объеме испытать широкую палитру любовных переживаний и отразить в своем творчестве — \"исповеди всей своей жизни\".
Так случилось и в 1775 году, когда он познакомился с Анной Элизабет Шенеман, семнадцатилетней дочерью франкфуртского банкира. С первого же взгляда он был сражен красотой — чарующей и притягивающей. Позже он разглядел и увидел, что она высокая, белокурая, сияющая, синеглазая. И только потом заметил ее прическу, наряды, веера, верховую лошадь, коляску, парк и балкон — весь арсенал очаровательной элегантности. Прелесть юной красавицы, ее блеск и богатство, неосознанное стремление создать семью и освободиться от внутреннего напряжения — все привлекало молодого Гете в Лили. Ради нее он бросается в вихрь беспечного карнавала, входит в презираемое им богатое буржуазное общество вольного города, чтобы стать господином и слугой любимой девушки. Запись из его приходорасходной книги красноречивее дневника: \"Цветы, картины, лошадь, золотое сердечко..., 100 штук голландских перьев, парики,..украшения для шпаги, чистка кожаных перчаток, медные щиты, один лот итальянского мела для рисования,., кошелек для волос,..белая венецианская маска, пара белых перчаток,,, фунт конфет, счет от портного...\". И цветы, цветы, цветы... Вот реквизит к единственному светскому роману Гете, роману, который одарил его счастьем и безумием.
О, зачем влечешь меня в веселье,
В роскошь людных зал?
Я ли в скромной юношеской келье
Радостей не знал?..
Я ли тот, кто в шуме света вздорном,
С чуждою толпой,
Рад сидеть хоть за столом игорным,
Лишь бы быть с тобой!
Адвокат, кавалер, знаменитость, перед которым заискивают, — теперь он послушен желаниям Лили. Наконец, они помолвлены, хотя это и вызывает недовольство их родных: семьи Гете и Шенеманов принадлежат к разным церквям. Жениху искренне хочется примирить обе стороны, успокоить, улестить. Единственной отдушиной остается творчество. Всю свою страсть он выражает в \"пьесе для влюбленных\" \"Стелла\". По желанию Лили переделывает музыкальную комедию \"Эрвин и Эльмира\", пишет другую — \"Клаудина де Вилла Белла\", где устами героя высказывает свою внутреннюю неудовлетворенность: \"Я хочу работать, а я должен быть лакеем. Я хочу веселиться, а я должен быть лакеем. Разве же всякий, кто хоть чтото представляет собой, не должен бежать куда глаза глядят?\" И он уезжает на юг, в Швейцарию, Италию, все еще влюбленный, но уже свободный. И по возвращении все больше убеждается в том, что был очарован всего лишь легкомысленной кокеткой. Теперь тон его писем к Лили становится тверже, в них звучит мужское упрямство, время несете собой перемены, а, значит, и надежды на новую жизнь и новую любовь. И, даже не попрощавшись с Лили, он уезжает в Веймар.
Эти \"самые рассеянные, запутанные, цельные, полнейшие, пустейшие, сильнейшие и нелепейшие девять месяцев\", связанные с \"Феей Счастья, а может, Злосчастья\", Гете будет вспоминать всю жизнь. И даже через пятьдесят лет признается, что за всю свою жизнь любил одну ее.