Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что хотя Хлестаков и не имеет никакого отношения к ревизору, но в течение всей пьесы чиновники принимают его за такового. Многие исследователи творчества Гоголя пытались это сделать, и сегодня существуют самые разные ответы на него, Некоторые из них считают, что Гоголь тем самым хотел указать на «всеспасительную силу ревизора», посланного царем для наведения порядка. Другие не соглашаются с этим: «Подобное утверждение решительно противоречит всему предшествующему развитию действия. Оно тем более несостоятельно, что писатель критиковал в комедии не отдельные злоупотребления чиновников в далеком уездном городишке, а все чиновничество, всю полицию, разоблачая порочность всей бюрократической системы».

Гоголь создает цельные, глубокие образы представителей городского чиновничества. И это видно на примере Сквозника-Дмухановского.

* «Я вас, господа, предуведомил…»; «По своей части я кое-какие распоряжения сделал…»; «Я об этом и рапорт представлял…»
* «Смотри! у меня ухо востро!.»; «Смотри! не по чину берешь!..»; «Где вас черт таскает?..»; «Вот я их, каналий…»; «…вишь ты, проклятый иудейский народ…»; «Что, самоварники, аршинники, жаловаться?..»
* «Обязанность моя как градоначальника здешнего города…»; «Справедливо изволили заметить…»; «Осмелюсь ли я попросить позволения написать в вашем присутствии…»
* «Помилуйте, не погубите! Жена, дети…»; «Не извольте гневаться, ваше превосходительство…»
* «В дороге не мешает, знаешь, выпить лишний стаканчик…»
* «Кричи во весь народ, валяй в колокола»; «Теперь можно большой чин зашибить…»
* «Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе… трех губернаторов обманул… что губернаторов!..»; «Вот смотрите, как одурачен городничий!»; «Дурака ему, дурака, старому подлецу!»

Над пьесой Гоголь много и основательно работал, стремясь к тому, чтобы действие развивалось динамично. В. И. Немирович-Данченко, который осуществлял постановку «Ревизора», писал: «С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы! Вы знаете, что по теории драмы первое действие посвящается завязке, второе — развитию, третье — доводит пьесу до кульминационного пункта, четвертое — подготовляет развязку, которая заключается в пятом действии. Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же — одна фраза, одна первая фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главнейший ее импульс — страх…»

Гоголь настойчиво работал над комедией, выбрасывал уже готовые, хорошо написанные сцены, так как считал, что они отягощали развитие действия. В черновиках, например, есть сцены посещения Гибнером и Растаковским Хлестакова после Бобчинского и Доб-чинского, что помогало глубже представить сущность скупого Гибнера и Хлестакова, готового взять что попало в качестве подношения. Однако они же и замедляли действие, почти ничего нового не вносили в его развитие. Позже Гоголь их опубликовал в качестве приложения к «Ревизору». Белинский писал по этому поводу: «Что может быть лучше двух сцен, выключенных Гоголем из его комедии как замедлявших ее течение? Сравнительно они не уступают в достоинстве ни одной из остальных сцен комедии: почему же он выключил их? — Потому, что он в высшей степени обладает тактом художественной меры и не только знает, с чего начать и где остановиться, но и умеет развить предмет ни меньше ни больше того, сколько нужно».