Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ре­визор» написана в первой половине XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков она ставится на сценах различных театров нашей страны и не только.

Такой интерес обусловлен тем, что комедия «Ревизор» уже на протяжении всех этих лет ос­тается злободневной. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая... Но не меняются люди, сохраняются прежние поряд­ки, отношения между начальством и подчиненными, поэтому когда мы читаем «Ревизора» се­годня, то узнаем современный город и его обитателей. Гоголь написал комедию, в которой высмеял вечные пороки человечества. Напри­мер, судья Ляпкин-Тяпкин прочитал пять или шесть книг и поэтому «вольнодумец», своим словам придает большой вес; его речь, как и многих других чиновников, несвязна и бес­смысленна. Попечитель богоугодных заведе­ний Земляника лечит, ничего не понимая в медицине, а лекарь Гибнер ни слова не знает по-русски, то есть вряд ли способен к врачеванию. Местный учитель строит такие гримасы, что ок­ружающие просто в ужасе, а другой его коллега объясняет урок с таким жаром, что ломает сту­лья. Вряд ли после подобного воспитания уче­ники получат должные знания.

Воспитанники вырастают и поступают на го­сударственную службу. И здесь — все одно и то же: пьянство, взяточничество, злоупо­требление своим положением, чинопочита­ние. Достаточно вспомнить лишь некоторых героев комедии и их привычки: заседатель вечно пьян; Ляпкин-Тяпкин уверен в том, что если он берет взятки борзыми щенками, то это не преступление; чиновники присвоили деньги на строительство церкви, которая якобы сго­рела; купцы жалуются на то, что городничий берет у них по собственному усмотрению лю­бую ткань или другой товар; Добчинский ут­верждает, что, «когда вельможа говорит, чув­ствуешь страх».

Жены чиновников воспитаны на журналах, выписываемых из столицы, и местных сплет­нях. Неудивительно, что приезд чиновника из Петербурга вызвал у них такой ажиотаж — про­винциальные женихи были наперечет, а моло­дой галантный человек успевал ухаживать и за женой и за дочерью городничего. Впрочем, Хлестаков был идеалом не только в глазах дам; но и всех остальных обитателей уездного го­рода. Его фантастическим россказням повери­ли, потому что их содержание соответствовало мечтам каждого: первый дом в Петербурге, ты­сячи курьеров, друзья — иностранные послы и им подобные, суп прямо из Парижа... Поэто­му и городничий не сразу поверил в то, что Хлестаков обещал жениться на Марье Анто­новне. Когда же об этом узнали и другие оби­татели уездного города, то их зависти не было предела. И как они злорадствовали, когда уз­нали, что ревизор был ненастоящий!

Таким образом, все пороки, осмеянные Го­голем в «Ревизоре», — вечны и вненациональны. Это лицемерие, двуличность, пош­лость, зависть, взяточничество, невежество. Поэтому это произведение останется злобо­дневным, пока человечество не изменит свой нравственный облик.