Андрий вызывает у нас сложные чувства. Сначала он нравится. Действительно, он красив, храбр и в чертах его лица нежности больше, чем у Остапа. Не случайно и мать в момент прощания кинулась прежде к Андрию. Однако именно он и предает мать, отца, товарищей и отчизну. Как и почему могло это случиться? Вот проблема, которая не может не волновать. Именно ее следует обсудить. В центре внимания, таким образом, Остап и Андрий, две судьбы, два пути в жизни. «…Сопоставляя высокие патриотические порывы с индивидуалистическими стремлениями Андрия, Гоголь раскрывал,- замечает М. Б. Храпченко,- этот конфликт как конфликт большого идейного значения». Конфликт становится понятен учащимся, как отмечалось, при условии работы над текстом, сопоставления поступков и стремлений Остапа и Андрия и наблюдений над особенностями их изображения.

Если Остап - выдержанный, целеустремленный в своих поступках воин с задатками полководца, отсюда и сравнение рыцарских качеств его с качествами льва, то Андрий - это воплощение пылкости, порыва, необузданных желаний и неожиданных решений. Более всего привлекает его в борьбе не достижение цели, во имя которой она ведется, а сам процесс боя, упоение боем. Сражение для Андрия - «очаровательная музыка пуль и мечей», «бешеную негу и упоение» видит он в битве. Не случайно Гоголь дважды повторяет слово «бешеный»: «бешеная нега», «бешеный натиск». Поэтому и меткое, но снижающее достоинство воинской доблести Андрия сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «…летят головы, с громом падают на землю кони, а он [Андрий] несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных». В этом упоении боем весь Андрий, в этом проявляется сущность его пылкого и необузданного характера. Важно обратить внимание па слова татарки, передающей просьбу панночки прийти к ней в осажденный город либо дать хлеба для ее матери. Панночка более трезво, чем Андрий, оценивает создавшееся положение. Она понимает, что для всех запорожцев - она из стана врагов, поэтому и она враг. Как же поступает Андрий? Какой выбор делает он? Обращаясь к тексту, Читатели отмечают строки, раскрывающие душевное состояние Андрия.

Колебаний у Андрия нет. В этом сразу убеждаются все. Как и в бою, он во власти своих эмоций. Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагами. Пренебрегает он и воинским долгом. Не задумываясь, отрекается от матери, отца, родины во имя любви к польской панне. И с этого момента он противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию.

На основании анализа этого эпизода Читатели понимают, что эгоистическое начало одержало верх в душе Андрия над всеми остальными чувствами и разумом. Сопоставление поступков Остапа и Андрия при выполнении третьего задания затрудняется тем, что приходится сравнивать эпизоды, находящиеся в разных главах. Однако события, описанные в них, происходят почти одновременно, что и облегчает их сравнение. Если Остап храбро сражается, то Андрий, поглощенный чувством к польской панночке, остается в стане врагов. Находя соответствующие отрывки, Читатели сравнивают поведение братьев.

Вот что говорится об Остапе: «Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа: он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека».

«Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы». А вот что свершает в это время Андрий:

* - «…Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!.. В это время вбежала к ним с радостным криком татарка.
* - Спасены, спасены! - кричала она, не помня себя.- Наши вошли в город, привезли хлеба, пшена, муки и связанных запорожцев. Но не слышал никто из них, какие «наши» вошли в город, что привезли с собою и каких связали запорожцев…»

Читатели убеждаются, что сопоставление поступков братьев с большей очевидностью, чем при чтении, раскрывает красоту души Остапа и нравственную гибель Андрия, не сумевшего встать выше личных чувств. И потому, Гоголь развенчивает Андрия. Личного счастья Андрий стремится достигнуть роковыми жертвами, изменой родной стране».

Необходимо отметить, что устный рассказ о сыновьях Тараса Бульбы должен содержать элементы сравнительной характеристики, как требует этого и программа. В связи с этим в центре внимания будут не только поступки и свойства характера, но и внешний облик братьев. О портрете литературного героя шла речь и тогда, когда сопоставляли запорожцев Гоголя и Репина. Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы раскрыть своеобразие мастерства Гоголя в изображении внешнего облика братьев. Гоголь писал о далеком прошлом, о славных запорожцах, создавая не просто повесть, а по- несть героическую. Поэтому выделял и подчеркивал в портретах своих героев их силу, удаль, мужество, их качество воинов.

Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории - не уход от действительности, а отпет на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в общественной и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.

Похожие сочинения

  1. Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
    Остап и Андрий — родные братья, но они очень сильно отличаются друг от друга. Остап обладает твердым характером, это становится ясно уже в самом начале повести. Годы, проведенные в бурсе, закалили юношу. Остап «никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно,...смотреть целиком
  2. Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев
    Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое "государство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и...смотреть целиком
  3. Историческая повесть
    Идеал писателя нашел выражение в “Тарасе Бульбе”, в повести, опоэтизировавшей духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в...смотреть целиком
  4. "Тарас Бульба - патриот русской земли"
    Повесть "Тарас Бульба" - одно из самых лучших и интересных произведений Н.В.Гоголя. В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке,...смотреть целиком
  5. Тарас Бульба - герой вдохновенной поэмы
    Каждый из персонажей гоголевской повести мог бы стать героем вдохновенной поэмы. Но первый среди этих героев - Тарас. Суровый п непреклонный, Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба»...смотреть целиком
  6. Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»  Новое!
    Вступление. История написания повести. (Повесть создавалась почти девять лет, перед ее написанием Гоголь много работал над изучением исторических материалов о народных восстаниях.) Главная тема повести — героическая борьба украинского народа за свое...смотреть целиком
  7. Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя
    «Тарас Бульба» — это повесть, посвящена ярчайшим страницам истории украинского народа. Главный ее герой, Тарас Бульба, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Коренастая фигура, мужественное лицо, открытый смелый взгляд, казацкие усы...смотреть целиком