Обращение к историческому прошлому для Пушкина, Гоголя и Лермонтова означало, прежде всего, выяснение движущих начал общественного развития. Совсем не случайно то, что все эти писатели показывают решающую роль народа в историческом процессе, «Тарас Бульба», «Вадим», «Капитанская дочка» по-разному, с разных сторон освещают общую для них, основную тему. Носителем исторической справедливости, исторического разума являются не высшие сословия, не узкая каста людей, а широкие слои народа.

В письме к Погодину по поводу его исторических пьес и, в частности, исторической драмы «Марфа-Посадница» Гоголь писал: «Ради бога, прибавьте боярам несколько глупой физиономии. Это необходимо так даже, чтобы они непременно были смешны. Чем знатнее, чем выше класс, тем он глупее. Это вечная истина, а доказательство в наше время». Это суждение писателя весьма примечательно. Гоголь излагает здесь как бы результат своих длительных размышлений относительно исторического развития и современной общественной жизни.

Эти мысли Гоголя живо перекликаются с другим не менее важным его высказыванием. В письме к тому же Погодину (и мае 1833 г.) Гоголь сообщал: «Пушкин уже почти кончил Историю Пугачева. Это будет единственное у нас в этом роде сочинение. Замечательна очень вся жизнь Пугачева, Интересу пропасть! Совершенный роман!». Высокая оценка Гоголем работы Пушкина над историей Пугачева, едва ли не первым слушателем которой ОН был, делает не только честь его проницательности, но и характеризует широту его исторических воззрении. Пушкин, несомненно, был посвящен в творческие замыслы «Тараса Бульбы» так же, как Гоголь был осведомлен о ходе работы Пушкина над исторической темой. И в то же самое время, не зная ни о замыслах Пушкина, ни о замыслах Гоголя, Лермонтов работает над «Вадимом».

В этом одновременном обращении к истории, К теме народа трех корифеев русской литературы есть своя внутренняя логика, логика жизни, точно так же, как есть своя закономерность В появлении в этот период целой серии исторических романов Булгарина, исторических драм Кукольника, мутного потока охранительной исторической литературы.

В то время как Пушкин, Гоголь, Лермонтов при изображении исторического прошлого опирались на реалистические принципы - каждый по-своему, весьма своеобразно, но, несомненно, в основе реалистически подходили к показу прошлого,- представители охранительного исторического романа были последовательными реакционными романтиками.«Историзм» Булгарина, Масальского и других носил чисто декоративный, бутафорский характер. Дело вовсе не меняется от того, что, скажем, Булгарин выступал под флагом документальности. «Документализм» у Булгарина переплетался с авантюрностью. Историческая эпоха в произведениях Булгарнна характеризовалась в лучшем случае лишь отдельными бытовыми деталями, изображением некоторых черт внешнего облика жизни людей; основные исторические конфликты, противоречия оставались в стороне, черты эпохи отсутствовали и в показе героев, их психологии, их действий.

Эта пушкинская характеристика может быть полностью распространена на все сочинения исторического жанра представителей охранительного лагеря. В противовес историческому декоративизму Пушкин выдвигал принцип - «воскресить минувший век во всей его истине». Пушкин, а вместе с ним и Гоголь ‘изображали определенную историческую эпоху в се жизненной конкретности, в ее противоречиях, борьбе. Герой в их произведениях несет в своем внутреннем облике, в своей психологии черты, типичные для эпохи, в которой он живет и действует. Реалистическое изображение людей, характеров тесно сливалось здесь с утверждением передовых идей.

Своеобразие, идейно-художественные особенности «Тараса Бульбы» определяются прежде всего своеобразием тех исторических проблем, которые раскрываются Гоголем и его эпопее. Ко времени ее создания украинская историческая тема была, в общем, довольно широко представлена в русской литературе. Она заняла значительное место в творчестве писателей-декабристов.

Опираясь на творческий опыт декабристов, Гоголь в разработке исторической темы шел, однако, своим путем. Прежде всего, он преодолел в «Тарасе Бульбе» то противоречие героя народа; которое было у поэтов-декабристов, изображавших героев-одиночек. В отличие от писателей, Гоголь показал широкий размах народного движения против национального гнета. Утверждая принципы реалистического искусства, Гоголь встал на позиции историзма; он во многом преодолел черты абстрактности, свойственной образам Ф. Глинки и К. Рылеева, рисуя людей, эпоху в их конкретном, историческом своеобразии.

Похожие сочинения

  1. Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения
    Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI - XVII), - одно из героических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином...смотреть целиком
  2. Жизнь Тараса Бульбы
    Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести «Тарас Бульба» — прекрасном литературном...смотреть целиком
  3. Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»
    В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении. В первой главе указывается, что Остап и Андрей учились в киевской бурсе, а во второй говорится: «они были отданы по двенадцатому...смотреть целиком
  4. Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы
    Фразы, раскрывающие типичность Тараса Бульбы: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги…» Он принадлежал к числу казаков, проводивших большую часть жизни в Запорожской Сечи. Обращается внимание школьников...смотреть целиком
  5. Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»
    Андрий вызывает у нас сложные чувства. Сначала он нравится. Действительно, он красив, храбр и в чертах его лица нежности больше, чем у Остапа. Не случайно и мать в момент прощания кинулась прежде к Андрию. Однако именно он и предает мать, отца, товарищей...смотреть целиком
  6. Идейный пафос «Тараса Бульбы»
    Идейный пафос «Тараса Бульбы» — в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель...смотреть целиком
  7. Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя
    «Тарас Бульба» — это повесть, посвящена ярчайшим страницам истории украинского народа. Главный ее герой, Тарас Бульба, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Коренастая фигура, мужественное лицо, открытый смелый взгляд, казацкие усы...смотреть целиком