И. А. Гончаров был убежден: дело литературы — изображать лишь то, что уже сложилось и отсто­ялось в жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нужда­ется в эпически спокойном изображении», поэтому и сюжеты всех его романов развиваются сравни­тельно медленно, спокойно, постепенно. В них поч­ти нет резких поворотов действия, запутанной инт­риги, авантюрных происшествий и т. д.

Мир Гончарова — это мир, уже определившийся в главных своих очертаниях, а новая жизнь, пола­гал писатель, слишком нова, она трепещет в про­цессе брожения.Позиция писателя, как видите, очень отличается от творческой манеры других его великих совре­менников, которые, напротив, часто стремились к воспроизведению того нового, что только появлялось в жизни, что, может быть, другим даже еще не бросалось в глаза. Таков Тургенев в «Отцах и детях», Достоевский в «Преступлении и наказании», Л. Толстой в «Анне Карениной» и в «Воскресении». Мир Гончарова иной. Он консерватор в политике (противник революционных преобразований), но еще больше — в литературе. «...Будем держаться,— писал он,— школы старых учителей и идти проложенным ими путем, не отказываясь, конечно, от истинных, законных развитий, новых шагов в искусстве...» За­метим: Гончаров говорит о законном развитии (в смысле: разумном, оправданном). Всегда ли это пло­хо? Не будем ни осуждать писателя, ни ставить его выше или ниже других. Он занимает свое место в литературе. Нужен был Тургенев с его быстротой отклика на новые проблемы, выдвигаемые жизнью, но нужен был и уравновешенный Гончаров, кото­рый с эпическим спокойствием воссоздал в своих романах целую эпоху.

Похожие сочинения

  1. Жизнь и творчество Гончарова
    Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск). Симбирск был в то время маленьким губернским городком, быт которого носил ещё прочный отпечаток патриархальной старины. Сонные улицы города с их дворянскими и купеческими...смотреть целиком
  2. Особенность «карьерной» повести Гончарова
    Особенность «карьерной» повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного общественного прогресса. История героя оказывается...смотреть целиком
  3. Гончаров Иван Александрович – прозаик, критик
    Гончаров учился в частном пансионе, где приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Не закончив его, Гончаров поступил в 1831 году...смотреть целиком
  4. Идейно художественные особенности романов Гончарова и их значение  Новое!
    Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме. От романов Тургенева они отличаются гораздо большим интересом автора к повседневной бытовой жизни господствующих слоев русского общества. И эта жизнь изображена писателем...смотреть целиком
  5. Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова)  Новое!
    В статье «Лучше позже, чем ни­когда» Гончаров писал: «...если образы типичны, они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общест­венной жизни,...смотреть целиком
  6. Диалоги героев в романах Гончарова  Новое!
    Гораздо большее место и значение, нежели портретно-бытовые характеристики, раскрывающие образ жизни героев, получают в романах Гончарова диалоги героев, раскрывающие их образ мыслей. Подавляющее большинство сцен в каждом романе строится по диалогическому...смотреть целиком
  7. Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова  Новое!
    Создавая портретно-бытовые характеристики героев, он стремится запять при этом позицию постороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить и понять в наружности, манерах, движениях героев, если на них смотреть со стороны. И взяв такой...смотреть целиком