Страница: [ 1 ]  2  

И. А. Гончаров – талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником, умеющим в своих произведениях выразить всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел в середине XIX в., когда в существующем укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный уклад с его дворянством, несшим в свет науку и просвещение, сменялся буржуазным, который в то время начал процветать. Писатель относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром: ведь он был глубоко взволнован нравственными потерями патриархальной России. Эта тема – конфликт между старой и новой Россией – позже была заложена Гончаровым в основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».

Роман «Обломов» - центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки» за 1859 г. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора «Обыкновенной истории» было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике», - писал Л. Н. Толстой.

Реальным прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в характере Ильи Ильича писатель мастерски выразил свою приверженность к старому укладу жизни. Илья Ильич – весьма своеобразный человек по своей натуре.
Читая первую часть романа, мы узнаем, что он был «32 - 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности». Поражало отсутствие определенной идеи, всякой сосредоточенности в его лице. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в
глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Обломов был ленив, и его нормальным состоянием было лежание. В молодости он еще к чему-то стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив, то,
по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако… любопытно бы знать... отчего я… такой», - спрашивает сам себя Обломов.

Ясный и исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров доносит до нас через «Сон Обломова». Воспитание и атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает». Именно в Обломовке, в далекие детские времена сложилась важная и во многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в то же время здесь в Обломове воспитали такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам и загубили живой ум, правдивость, кротость и гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало заложению основы «обломовщины» - праздного и порочного барского образа жизни. И мне кажется, что в глубине своей души Гончаров уже склонен осудить размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен, но не хочет и не может
принять новые перемены.

Трудно недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя. Фамилия «Обломов» означает, что герой сломлен жизнью, пасует перед её трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич» самозамкнуто, так как бездеятельный и бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение. Поэтому образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает черты ярко выраженной ассоциальности, пассивности и эскапизма, то есть стремление уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса, бессилия и отчуждения. Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Илья Ильич рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого… сердца».
До сих пор не утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым «голубиным» сердцем. Другие отмечают «лень и апатию» Ильи Ильича, его общественную бесполезность и никчемность. Однако Гончаров хотел показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической истине, не скрывая жестокой правды о губительном воздействии «обломовщины» на личность незаурядного человека, писатель сумел показать поэзию и правду нравственного противостояния общественному злу, создав национально-конкретный, социально обусловленный и вместе с тем общечеловечески значимый характер Ильи Ильича Обломова. Такова нравственная доминанта образа и его философско-психологический смысл.

Одна из главных трагедий этого романа - трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи". Автор показывает нам во всех подробностях его быт, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. "По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием". Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба.

В этом и есть трагедия Обломова - такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также, я считаю, некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некую машину: "Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца". Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца - это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность.

Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку. Я считаю, что истоки трагедий обоих героев - в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы - хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали
время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор п

Похожие сочинения

  1. Обломов и "лишний человек"
    Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов — добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя - встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже...смотреть целиком
  2. Полнота и сложность характера Обломова
    В свете диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни "вертятся со всех сторон". Первая часть романа...смотреть целиком
  3. «У истинного таланта каждое лицо — тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец…» (По роману Гончарова «Обломов»)
    «Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова!» — утверждает И.Ф. Анненский. И с этим трудно не согласиться, так как с момента опубликования первого фрагмента романа «Обломов» прошло больше ста пятидесяти лет, а интерес к произведению не исчезает. Рассказывая...смотреть целиком
  4. Обломов, без своего "Сна", был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас" (А.В. Дружинин).
    И.А.Гончаров работал над романом «Обломов» в течение десяти лет. В этом романе автор выразил свои убеждения и надежды, отобразил те проблемы, которые волновали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца...смотреть целиком
  5. Два восприятия мира (по роману И. А. Гончарова "Обломов")
    И. А. Гончаров Тема: ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ: ДВА ВОСПРИЯТИЯ МИРА (по роману И. А. Гончарова "Обломов") И. А. Гончаров работал над романом "Обломов" в течение десяти лет. В этом (лучшем!) произведении автор выразил свои убеждения...смотреть целиком
  6. Роль художественной детали в романе "Обломов"
    Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым...смотреть целиком
  7. Штольц как антипод Обломова в романе И.А. Гончарова "Обломов"
    Произведения И.А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа “Обломов” — это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц. Илья Ильич — русский помещик, живущий...смотреть целиком