Высказывание В. Г. Белинского о том, что воспитанием «решается участь человека», можно отнести к Илье Ильичу Обломову и Андрею Ивановичу Штольцу — главным героям романа И.А. Гончарова «Обломов». Казалось бы, эти люди, принадлежащие к одному и тому же классу, среде, времени, должны иметь одинаковые стремления, мировоззрения, образы жизни. Но почему тогда, читая роман, мы замечаем в Обломове и Штольце больше различий, чем схожих черт? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истокам формирования личностей этих двух персонажей.

Детству Илюши посвящена первая глава произведения, которую сам Гончаров назвал «увертюрой всего романа». Именно во «Сне Обломова» кроется разгадка характера Ильи Ильича, апатичного, ленивого, бездействующего человека, привыкшего жить за счет труда своих крепостных крестьян. Как же и в каких условиях сформировался такой характер? Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, ничегонеделания и полного безупречного спокойствия. Иногда, правда, тихое течение бытия нарушалось «болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом», который для обитателей Обломовки считался наказанием (наложенным «еще на праотцев наших») и от которого при первой же возможности они избавлялись. Поэтому Илюше, ловкому, подвижному ребенку, запрещали выполнять какую-либо работу по дому («А слуги на что?»). И не только это: все его стремления к самостоятельности пресекались дружными криками родителей и няньки, которые не давали ребенку и шагу ступить без присмотра из боязни, что мальчик расшибется или простудится. Активность, заинтересованность окружающим миром — все это порицается взрослыми, не разрешавшими бегать, прыгать и резвиться на улице, что так необходимо каждому ребенку для полноценного развития. Поэтому «ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». А вместо активности Илюше прививали любовь к хорошей еде и крепкому послеобеденному сну — «истинному подобию смерти», как сказано о нем в романе. Идеал бездействия подкреплялся также нянькиными сказками о «Емеле-дурачке», который от волшебной щуки получал различные дары, ничего при этом не делая. «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка?» — будет впоследствии, лежа на своем знаменитом диване, грустить Илья Ильич Обломов. Образованием родители старались Илюшу не обременять, считая, что терять здоровье и пропускать праздники ради учебы не стоит. Поэтому при каждом удобном случае они не пускали ребенка на занятия. Вскоре и сам Илюша понял, что такое размеренное и вялое существование ему по душе. Его устраивало, что за него все делают слуги, что ему ни о чем не надо волноваться и беспокоиться. Так детство Илюши плавно перетекло во взрослую жизнь, в которой мало что изменилось. В глазах Обломова все его существование по-прежнему разделялось на две половины: «одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Няню сменил Захар, Обломовку — Выборгская улица Петербурга. Обломов настолько боялся какой-либо деятельности, его так пугали всякие перемены в жизни, что даже мечта о большой любви не в силах была вывести его из апатии. «Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!» Поэтому и совместная жизнь с Пшеницыной его устроил

Похожие сочинения

  1. Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два...смотреть целиком
  2. Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич...смотреть целиком
  3. Художественное время и пространство в романе «Обломов» И. А. Гончарова  Новое!
    Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре...смотреть целиком
  4. Обломов и обломовщина (по роману "Обломов")
    Роман “Обломов”, который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала ему название. ...смотреть целиком
  5. «Нет счастья в бездействии…» (По комедии Грибоедова «Горе от ума» и роману Гончарова «Обломов»)
    В чем заключается истинное счастье? Этим вопросом каждый человек, наверняка, задается хотя бы один раз в жизни, но, к сожалению, крайне редко находит точный ответ. Ведь даже для самого себя очень трудно выбрать единственно верный путь. В конце концов...смотреть целиком
  6. Авторская позиция в романе "Обломов"
    Изначально сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе...смотреть целиком
  7. Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ явился...смотреть целиком