Творческий путь Горького начинался на перекрестке реализма и неоромантизма. В рамках реализма он был своеобразным продолжателем традиций чеховской прозы, в которой центральное место занимала тема житейской пошлости, поглощающей лучшие человеческие порывы и надежды. В рамках неоромантизма Горький опирался на выдвинутый Ф. Ницше идеал «сверхчеловека», построенный на идеях освобождения личности от рабской покорности обстоятельствам и страданий, утверждения внутренней силы, свободы и богоравного достоинства человека. Сосуществование указанных тенденций в раннем творчестве писателя выразилось в разработке соответствующих мотивов, наличии двух — реалистического и неоромантического — ракурсов художественного изображения; ярким проявлением чего стал образ босяка, впервые введенный Горьким в русскую литературу в ореоле своеобразного идеала подлинно свободного, сильного и гордого, хотя и не лишенного изъянов человека, который находится «на краю» общества и открыто ему противостоит всей системой своих ценностей. Тип героя-босяка, без цели странствующего по России, открыл писателю возможности для реалистического изображения картин социальной действительности во всей остроте присущих ей противоречий. Кроме того, он открыл собой галерею многообразных национальных характеров, которую Горький, испытывая глубокий интерес к этой теме, создавал на протяжении всего своего творчества.Важным фактором литературной деятельности Горького были его взаимоотношения с большевистской партией. Сближения с ней, побуждавшие писателя подчинить перо «делу революции», приводили к обмелению и перерождению его таланта, к продуцированию идеологически «полезных», но художественно слабых и фальшивых произведений. Напротив, при попытках дистанцироваться от «партийной» точки зрения он раскрывал новые творческие возможности, проявлял себя проницательным и честным публицистом. В последний период творчества Горький «сросся» со сталинской идеологией и стал ее главным рупором в культурной жизни. Он не только подыгрывал Сталину в роли «крестного отца» соцреализма, но и «благословлял» политику массового террора своими литературными подделками и лживыми статьями.

Похожие сочинения

  1. Тематика произведений Горького
    Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу — о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему — общий. Видимо, не случайно рассказы обоих циклов созданы частично параллельно. Для издания «Сказок»...смотреть целиком
  2. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)
    Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет...смотреть целиком
  3. Герои ранних произведений М. Горького.
    М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи...смотреть целиком
  4. Жанр литературного портрета - Горький
    Культура здесь совершенно потрясающая... Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой... над переживаниями самых различных людей... А. Луначарский Существует распространенное мнение, что...смотреть целиком
  5. М. Горький: «Правда — бог свободного человека»
    В начале своего творческого пути А. М. Горький писал преимущественно романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными людьми, порожденными вымыслом писателя. Большинство же своих произведений Горький создал в 1900-е годы,...смотреть целиком
  6. Социально-«педагогические» установки Горького
    Скорым и неправым был его суд над деревней в статье «О русском крестьянстве» (1922), в которой русский мужик уличался в жестокости и «слепоте разума», в том, что в деревне преобладают материальные, потребительские интересы над духовными, в отличие от...смотреть целиком
  7. Литературные портреты М. Горького  Новое!
    Литературные портреты писателей-современников и обще­ственных деятелей, созданные Горьким, имеют большое доку­ментальное и художественное значение. Герои их во многом оп­ределяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры. Горький...смотреть целиком