Страница: [ 1 ]  2  

Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: \"Наше время - не время великих задач\". Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.

Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление в иную жизнь рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход..

В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: \"Я недавно видел пьесу \"Сирано де Бержерак\" и пришел от нее в восторг: «Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны, Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!\"

Это восхищение людьми \"с солнцем в крови\" проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе \"Макар Чудра\". Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький прекло-няется\'перед сильной, могучей страстью \"естественного\" человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор - это община, где действуют свои суровые \'законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, - рабов копейки, живущим мелкими страстями.

В \'Песне о Соколе\" спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет \"безумство\" тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в \"Песне о Буревестнике\", которая явилась прямым призывом к революции, \"буре\".

Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести в бедную жизнь такие вымыслы\", которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами \"людей дна\", также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами \"рыцарей\" или \"благородных дикарей\".

Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.

В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе \"Челкаш\", лес в легенде о Данко, степь в рассказе \"Дед Архип и Ленька\" меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она \"отражает\" душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа \"Старуха Изергиль\", либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее \"ложное подобие\", созданное людьми.

Воплощением этого \"ложного подобия\" является портовый город, который \"дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию\", или \"живой\" лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность \"поработила и обезличила их\", поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими \"вечность\", неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.

Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой - изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь \"вторым Я\" автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. \"Свободные\" герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от \"традиций\", либо от \"незнания\". Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую - Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их \"видеть жизнь\", как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу \"спокойной жизни\".

И мечта Гаврилы \"о доме\", и \"забота\" деда Архипа о Леньке, и \"мудрость\" Ужа - это \"мещанский идеал\" для Горького. Традиционное в романтизме противостояние \"личности\" и \"толпы\" усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому полу чается парадоксальный результат: человек толпы походит на демона\", стремящегося к \"воле для себя\" (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной \"личностью\".

Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе \"Дело с застежками\". Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть \"активной\", то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности \"жить, а не примиряться\".

Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе \"Дед Архип и Ленька\", проблема \"цены денег\" в \"Челкаше\" или \"свободы\" в \"Старухе Изергиль\". Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать \"свою правду\" Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положитель-hofo героя.

Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. \"Красивые люди\" всегда сравниваются с птицами, они \"способны летать\", в отличие от \"рожденных ползать\". Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир \"красивые люди\" видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича)
    Максим Горький — литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего...смотреть целиком
  2. Ранние романтические рассказы Горького
    В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым...смотреть целиком
  3. Романтизм и реализм в рассказах Горького
    Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности — с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода...смотреть целиком
  4. . Герои и проблематика ранней романтической прозы М.А. Горького
    М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный...смотреть целиком
  5. Жанр эссе у Горького
    В оригинальном художественном портрете Толстого, нарисованном Горьким, мы видим аристократа-демократа, моралиста-чувственника, великого гордеца и протестанта, в котором живет проповедник смиренной божьей любви и отнюдь не христианская не примиренность...смотреть целиком
  6. Романтизм ранних рассказов М. Горького  Новое!
    К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя...смотреть целиком
  7. Мнимые и подлинные хозяева жизни - Горький
    В октябре после утверждения нового социального строя Горький создал произведение, задуманное им около четверти века назад. 10 апреля 1926 года впечатлениями о-произведении "Дело Артамоновых" с Горьким поделился М. М. Пришвин. Пришвин сказал,...смотреть целиком