Страница: [ 1 ]  2  

В ленинской газете «Искра» 1 декабря 1902 года были напечатаны речи рабочих — Петра Заломова и других, — произнесенные на судебном заседании в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Царское правительство судило их за участие в демонстрациях, которые были проведены в рабочем поселке Сормово, близ Нижнего, 1 и 5 мая 1902 года. В том же номере «Искры» была помещена статья В. И. Ленина «Новые события и старые вопросы». Ленин говорил в ней о вооруженных столкновениях ростовских рабочих с царскими войсками и о речах нижегородцев на суде. «Замечательно в этих речах, — писал Ленин, — простое, доподлинно-точное изображение того, как совершается переход от самых повседневных, десятками и сотнями миллионов повторяющихся фактов «угнетения, нищеты, рабства, унижения, эксплуатации» рабочих в современном обществе к пробуждению их сознания, к росту их «возмущения», к революционному проявлению этого возмущения (я поставил в кавычки... (Данный материал поможет грамотно написать и по теме История написания и идея романа Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) слова Маркса...).

Именно потому, что говорили эти речи простые рабочие, вовсе не передовые по степени их развития, говорили даже не в качестве членов какой-либо организации, а в качестве людей толпы, именно потому, что напирали они не на их личные убеждения, а на факты из жизни каждого пролетария или полупролетария в России — такое ободряющее впечатление производят их выводы: «Вот почему мы сознательно шли на демонстрацию против самодержавного правительства». Обыденность и «массовидность» тех фактов, из которых они делали этот вывод, ручается за то, что к этому выводу могут придти и неизбежно придут тысячи, десятки и сотни тысяч, если мы сумеем продолжить, расширить и укрепить систематическое, принципиальновыдержанное и всестороннее революционное (социал-демократическое) воздействие на них. Мы готовы идти на каторгу за борьбу против политического и экономического рабства, раз мы почувствовали дуновение свободы, — говорили четверо нижегородских рабочих. Мы готовы идти на смерть — как бы вторили им тысячи в Ростове, отвоевывая себе на несколько дней свободу политических сходок, отбивая целый ряд военных атак на безоружную толпу.

Сим победиши — остается нам сказать по адресу тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать».

События, имевшие место в Сормове, и вслед за тем речи сормовских рабочих на суде Ленин раскрыл как явления, типические для роста массового революционного русского рабочего класса.

Не стихийные крестьянские восстания и бунты рабочих, а организованная революционная борьба с самодержавием и капитализмом возникает в третий, пролетарский период освободительного движения в России. В конце 90-х и начале 900-х годов наряду с пропагандой марксизма в рабочих кружках развернулась политическая агитация среди широких масс рабочих и крестьян. Идею революционного союза рабочих и крестьян как силы, способной свергнуть иго царизма и буржуазии, Ленин развивал еще в книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В этой книге, как известно, народничество подверглось идейному разгрому. Идеологическая борьба отражала реальные процессы. Русское рабочее движение «так широко разлилось и пустило в самых различных углах России так много здоровых ростков, что теперь с неудержимой силой сказывается его стремление упрочиться, принять высшую форму, выработать определенную физиономию и организацию», — писал Ленин в 1900 году.

Весной 1898 года была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, что знаменовало, по словам Ленина, слияние русского рабочего движения с политической борьбой против самодержавия и буржуазного строя, за высший, социалистический строй. Рабочие забастовки все чаще принимают не экономический, а политический характер. «Пролетариат выносит на улицу свой клич: «долой самодержавие!». Политические стачки и демонстрации, несмотря на кровавые столкновения с полицией и войсками, возрастали; рабочее движение принимало характер революционного натиска. Об этом свидетельствуют первомайская стачка на Обуховском заводе в 1901 году, волна крупных забастовок и демонстраций в Батуме (возглавленная Сталиным), в Ростове-на-Дону, в Сормове в 1902 году, массовые политические забастовки в Закавказье, на Украине, всеобщая забастовка в Баку в 1904 году. С 1895 по 1899 год в стране бастовало 221 тысяча рабочих, в январе 1905 года — 440 тысяч (БСЭ).

Классовое самосознание рабочих поднимается до великих идей социализма; идеи политической борьбы овладевают народным сознанием, и борцы-революционеры вырастают в рабочей и крестьянской среде. Не случайно даже Л. Н. Толстой, никогда сам не разделявший идей революционной борьбы, в своем последнем романе, «Воскресение» (1889—1899), рисуя революционеров, создал образы крестьянина Набатова и рабочего Маркела Кондратьева; последний «был руководителем большой стачки рабочих».

В 1882 году в предисловии к русскому изданию «Коммунистиче-екого манифеста» Маркс и Энгельс писали, что «Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе»

Великий писатель советского народа Максим Горький выступил в литературе, когда в России уже началось пролетарское революционное движение. Его творчество было тесно и неразрывно связано с революционной борьбой пролетариата. Благодаря теснейшей связи с революцией Горький сумел понять задачи, которые ставила перед искусством новая историческая эпоха, начало третьего, решающего этапа освободительного движения в России.

Художественная литература не могла теперь ограничиться изображением бесправия и нищеты рабочего класса и крестьян. Она должна была показать мощь пролетариата, его веру в будущее, раскрыть огромное политическое значение его борьбы с самодержавием и эксплуатацией, за счастье трудящихся. Она должна была укрепить веру человека в себя, «развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество...» — писал Горький («Читатель»).

В литературе 90-х годов много было произведений о массе голодного, оборванного люда (разорившихся крестьянах) , неделями, месяцами ожидавшего у ворот заводов работы, о каторжном труде рабочих, о чудовищной эксплуатации и обкрадывании народа (рассказы Серафимовича — «Никита», «Семишкура», «Стрелочник»; Чехова— «Случай на практике»; Куприна — «Молох»; Вересаева — «Два конца» и др.).

Внимание Горького уже в этот период привлекали новые стороны социальной действительности: сила протеста угнетенного класса, его воля к борьбе за человеческие права. Поэтому так сильно прозвучал в свое время революционный романтизм Горького.

«Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окрыляющие душу?» — говорил Горький («Читатель»). Он убеждал Чехова, что недостаточно реалистически изображать жизнь, что «настало время нужды в героическом» и что, рисуя суровую правду жизни, нужно найти в пей ростки нового, вести вперед и показать, как в народных массах растут герои, способные к самоотверженной, стойкой борьбе за новые, социалистические идеалы.

Горький хорошо знал жизнь трудового народа и видел, как преображался, обогащался духовный мир рабочих. Рабочие не только создают материальные ценности — «от гигантских машин до детских игрушек», — писал он в романе «Мать», но и сами изменяются в процессе созидающего, преобразующего мир труда. «Будущее принадлежит людям честного труда», — писал Горький еще в повести «Фома Гордеев» (1899).

Горький создал новые образы, которые отразили существеннейшие черты русского рабочего революционного движения,— в этом прежде всего состояло величие Горького как художника и мыслителя. Впервые в мировой литературе им был создан образ творца нового общества — рабочего-революционера, большевика, представляющего рабочий класс, вооруженный революционной теорией марксизма.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Социалистический реализм в романе "Мать"
    Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный террор. «Меньшевики отступали в панике, не веря в возможность нового подъема революции, они позорно...смотреть целиком
  2. Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать"
    В центре внимания русского писателя всегда был человек, поиски им своего места в жизни. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М. Горький в своих произведениях выступали как величайшие гуманисты, все их творчество - в защиту человека....смотреть целиком
  3. Роль и значение романа "Мать"
    Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира, борющихся за победу над силами капиталистической реакции. Еще до выхода в свет «Мать» в рукописи была...смотреть целиком
  4. Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать")
    М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что революция жива, знал, что пролетарий непоколебим,...смотреть целиком
  5. "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать")
    «Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа», - утверждал Горький. Великого писателя всегда интересовало развитие внутреннего мира человека. Максим Горький считал, что духовное начало – самое важное в жизни. В романе «Мать» очищение души стало...смотреть целиком
  6. Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать»)  Новое!
    В 1909 году М.Горький записал: "Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери". Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в качестве...смотреть целиком
  7. Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать»  Новое!
    Герои этого романа — представители новой исторической силы — рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. «Мать» — роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной...смотреть целиком