«Мать» — это книга о нарастании пролетарской революции. В партийной организации, среди людей, окружающих Павла Власова, мы видим рабочих — Гусевых, Мазина, Находку, Весовщиков. Каждый из них обладает своими особыми свойствами.
Значительную группу персонажей составляют революционеры-интеллигенты. Это Егор Иванович, Наташа, Сашенька. Горький изображает их с глубоким уважением и симпатией, с большой сердечностью и теплотой.
Вполне естественно, что Горький показал деятельность партийной организации в теснейшей связи с жизнью рабочего класса. Обилие массовых сцен — характерная черта романа. Описание рабочей слободки, эпизоды с «болотной копейкой», первомайская демонстрация, речь Павла на суде, заключительные сцены — все это передает пробуждение политического сознания масс, нарастающую силу революционной борьбы пролетариата.
Становится ясным, что жизненное дело и судьба его героев не исчерпываются и не кончаются теми событиями, которые воспроизведены в романе. Павел и Ниловна арестованы, но из слов Павла, из восклицаний Ниловны читателю ясно, что великое дело, за которое они идут в тюрьму, найдет победное продолжение в самой жизни.
Роман «Мать» был знаменательным явлением в литературе. Горький выступил в нем как основоположник нового творческого метода — метода социалистического реализма. Творческий метод — это те основные идейно-художественные принципы, которыми руководствуется писатель в отборе, осмыслении и изображении явлений действительности.
Разумеется, эти принципы не находятся у писателя в г виде. Они вырабатываются им в процессе осмысления жизни, художественного творчества, участия в социальной борьбе своего времени. В чем же заключается творческий метод Горького?
Горький показывает в романе «Мать» жизнь в ее революционном развитии, в борьбе народных масс против отживающего свой век буржуазно-помещичьего строя. При этом писатель видит, что победа будет не за теми силами, которые в данный момент господствуют, а за теми, которые неодолимо развиваются, которым принадлежит будущее. В начале 900-х годов многим казалось, что капитализм и самодержавие несокрушимы, а революционный пролетариат и его партия слабы и бессильны. Горький же утверждал своим романом, что капитализм и самодержавие обречены на гибель, а рабочий класс неизбежно победит и придет к власти.
В начале 900-х годов такие люди, как Павел и Ниловна, еще не составляли большинства в рабочем классе, но они представляли собой новое, неодолимо растущее, они выражали собой закономерность процессов, происходивших в русском пролетариате. История подтвердила правоту и прозорливость Горького. Через одиннадцать лет после написания романа «Мать» на борьбу против буржуазно-помещичьего строя поднялись тысячи и сотни тысяч Власовых.
Книга овеяна романтикой революционной борьбы. Писателя привлекает героический характер персонажей с их великой мечтой о светлом будущем, во имя которого они бесстрашно идут на муки и на смерть. Романтическая устремленность в будущее нераздельно слита в романе с глубокой и последовательной жизненной правдой.
В связи с этими романтическими тенденциями примечательно возвращение писателя в романе к языку и стилю своих ранних революционно-романтических произведений, с их торжественным тоном и повышенной эмоциональностью. При этом Горькому с большим искусством удалось сочетать торжественную патетику с бытовыми, житейскими интонациями. «Мать» необычайно богата разнообразными средствами поэтической выразительности.
В отборе эпитетов, сравнений, метафор видно действенное, активное отношение Горького к жизни. Не полутона и оттенки интересуют писателя. Он дает человека, предмет, явление в резком и ярком свете и выбирает краски, с наибольшей силой выражающие и сущность явления, и его оценку, и социалистические позиции автора.
Роман Горького, несмотря на то что в нем рассказывается о тяжелой и трудной борьбе, о временных поражениях и неудачах, исполнен величайшего оптимизма. Лейтмотив романа выражен в словах Николая Ивановича: «Я говорю о молодых рабочих — крепкие, чуткие, полные жажды все понять. Смотришь на них и видишь — Россия будет самой яркой демократией земли!»
Творчество Горького было устремлено в грядущее и проникнуто предвосхищением неизбежной победы пролетарской революции.
Изображение революционного подполья, пролетарских революционеров, освободительной борьбы масс было явлением в литературе совершенно новым. Правда, имелись у романа Горького и предшественники. Назовем роман великого вождя революционных демократов Чернышевского «Что делать?». В нем Чернышевский запечатлел в образе Рахметова черты русского революционера 60-х годов. Павел Власов — революционер нового, высшего этапа освободительной борьбы, этапа социалистической революции. Отсюда его глубочайшая сыпь с народом, широта и реальность его политической программы.
«Мать» явилась ярким произведением нового искусства — искусства социалистического реализма. В основе романа лежат идеи ленинской работы «Что делать?» о соединении рабочего движения с социализмом.
Высоко оценил значение романа В. И. Ленин. Встретившись с Горьким на V Лондонском съезде партии в 1907 году, он с большим сочувствием отозвался о романе, который прочитал еще в рукописи:
«…книга — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя. Очень своевременная книга».
Действительно, несмотря на преследования царских властей, великая правда революции, правда ленинских идей, которыми озарен роман, дошла до широких масс в России и на Западе.
Сразу же по выходе он был переведен почти на все языки мира. Выдающееся произведение Горького стало для пролетариев всех стран настольной книгой.