В 1909 году М. Горький записывает: "Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери". Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса.
Писатель указывает на реальный прототип своей героини: "Ниловна -- портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она -- не исключение". То, что существование человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь Ниловны -- это путь простого человека в революцию.
Авторское отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, -- страх. Сначала это страх забитого человека. Позже -- страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство -- в гордость за сына. И в конце произведения -- это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она Всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх ("Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: "Не позорь сына-то. Никто не боится!").
С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще Сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором "бабий век" заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, "прожив такой жизнью лет 50, человек умирал". Ниловна -- сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она просит Павла и Рыбина: "Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?"
Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.


И наконец, Ниловна -- просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова "мать". Сначала Ниловна -- источник жизни Павла, ее любовь -- эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: "Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека". Особое значение приобретает и следующая фраза: "Мы все дети одной матери-правды". Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
Для Горького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово "Бог". Воспитанная на православных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: "Несчастная она, наша бабья любовь. Любим мы то, что нам надо... Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они -- чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так, а люблю свое, близкое". Что же отвечает ей Андрей Находка? "Все любят близкое, но в большом сердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское". Любовь матери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, -- любовь природная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны -- это вера в Андрея, который мечтает: "Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко".
Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей "будущее в детях своих". М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: "Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать -- единую силу, перед которой склоняется смерть" ("Сказки об Италии").
Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: "Не оставляйте детей своих на одиноком пути!" Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся -- Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она -- мать.

Похожие сочинения

  1. Социалистический реализм в романе "Мать"
    Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный террор. «Меньшевики отступали в панике, не веря в возможность нового подъема революции, они позорно...смотреть целиком
  2. Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать»  Новое!
    Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно - романтических А.М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом...смотреть целиком
  3. Роль и значение романа "Мать"
    Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира, борющихся за победу над силами капиталистической реакции. Еще до выхода в свет «Мать» в рукописи была...смотреть целиком
  4. Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века.
    Роман М. Горького «Мать» был написан в 1906 году. В его основу легли действительные события: сормовская первомайская демонстрация 1902 года, арест ее участников и суд над ними. Главные герои книги также имеют реальных прототипов. Это рабочий-революционер...смотреть целиком
  5. Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать»
    Появление романа М. Горького «Мать» вызвало острую полемику в критике. В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Д. Философова «Конец Горького». Критик отмечал неубедительность художественного образа главной героини – Пелагеи Ниловны. Писатель...смотреть целиком
  6. Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать»
    Роман Горького называется «Мать», и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если «Мать» — это во многом произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном...смотреть целиком
  7. Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать»)  Новое!
    Роман «Мать» написал великий писатель, которого зна­ют не только в нашей стране, но и за рубежом, - Мак­сим Горький. Он был мастером своего дела. Роман не по­терял своей красоты и в наше время. Он раскрывает роль революционной интеллигенции в пробуждении...смотреть целиком