Комедия «Горе от ума» своим содержанием и персонажами принадлежит эпохе декабристов, началу 1820-х годов. В ней — «протест против… чиновников, взяточников, бар-развратников, против… невежества, добровольного холопства...» (В. Г. Белинский). Словом, против всего, что в русской действительности после Отечественной войны возбуждало дух преобразования, заставляя «умы клокотать», что привело к «революции» 1825 года.

Главный персонаж пьесы, конечно, Чацкий: «без него не было бы комедии, а была бы просто картина нравов».

По своему социальному положению Чацкий — дворянин. С самого детства Александр Андреевич Чацкий жил и воспитывался в фамусовском доме на правах сына покойного друга Фамусова. Его юность прошла как и у тысячи таких же молодых людей того времени. Ему было дано кое-какое образование и воспитание. И вдруг Чацкий покидает Москву, уезжает за границу. Пробыв три года на чужбине, наверное, учась в университете, наш герой возвращается. Увидев свет своими глазами, а не по чужим словам, Чацкий ясно видит свое направление в жизни.

Характерные черты героя очень разнообразны, но во всех них есть что-то одно — высокое и прекрасное. Чацкий очень любит свою Родину, но не чиновничью и барскую, а простую, «святую Русь», любит ее народ, такой беззащитный и угнетенный. В своих сужденьях он прям и честен. Каждое его слово наполнено прямотой и рассудительностью. В комедии разбросаны данные, которые характеризуют Чацкого как неуемного странника, ищущего и не находящего себе места в повседневности. Это и будет причиной его странничества и борьбы, его стремления к свободе жизни.

Свобода! Он одну тебя

Еще искал в пустынном мире…

Для того времени Чацкий имеет высокий и глубокий ум; он с точностью может говорить о политике, о внешних делах государства, о военном деле, но у этого человека нет просто желания к таким разговорам, разговорам о типичном и глупом/

В своих душевных чувствах Чацкий верен и постоянен. И в юности, и в часы разлуки, и сейчас он страстно любит Софью, хотя он знает, что она ему изменила, изменила предательски.

И все-таки я вас без памяти люблю…

Чацкий отрицательно относится к службе, он не хочет подчиняться высшему по чину из-за своей выгоды, из-за продвижения по лестнице и получения большего жалования. В диалоге с Фамусовым Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».




С презрением наш герой относится к крепостному праву, осуждает помещиков и чиновников, угнетающих простой люд.

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь в жизнь его спасли не раз: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

Сам Чацкий — образованный человек. С уважением он относится к науке, искусству и просвещению. Чацкий видит в просвещении будущую славу России и особенно русского народа. Он здраво и трезво смотрит в будущее и свои мнения свободно выражает фамусовскому обществу. Он не любит преклоняться перед «высшим», а прямо и даже дерзко спорит с ним.

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом. Он выступает против нравов и образа жизни этого общества, спорит с ним о судьбах народа. Его возмущает презрение «света» к народу, к национальной культуре, к русскому языку.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя б по языку нас не считал за немцев.

И у Чацкого есть единомышленники. Это только упоминаемые лица: князь Федор — двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института; но все же в доме Фамусова он одинок.

В Чацком узнается человек декабристских взглядов, горячо отрицающий самодержавно-крепостническую действительность, но не имеющий опоры в массах.

Убеждения героя выявляются в его спорах с Фамусовым, на балу, откуда он выносит «мильон терзаний». Чацкий недоволен порядками в армии, в государственных учреждениях, где служат «лицам», а не «делу». Он осуждает бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, вражду к просвещению, застой в обществе.

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели....смотреть целиком
  2. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  3. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  4. Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века. Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие...смотреть целиком
  5. Традиции и новаторство комедии «Горе от ума»
    Кроме этого, реализм произведения заключается в том. что Грибоедов изобразил образы, как бы «типизируя» их, и в тоже время каждый отдельный персонаж имеет свои, характерны только ему черты. Одним из главных достоинств комедии «Горе от ума» является то,...смотреть целиком
  6. «Горе от ума» плод раздумий Грибоедова о судьбах России
    «Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы,...смотреть целиком
  7. Историческое значение образа Чацкого  Новое!
    Чацкий — новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея — гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях,...смотреть целиком