Комедия “Горе от ума” была написана в годы создания тайных революционных организаций, членами которых являлись декабристы. Борьба с многочисленными противниками — дворянами-революционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее и сильнее, проникая во все сферы жизни. Видя эту борьбу, непосредственно в ней участвуя, Грибоедов в своей комедии показал ее с точки зрения передового человека, близкого по взглядам к декабристам.
Человек этот - главный герой произведения “Горе от ума” - Александр Андреевич Чацкий. Он некоторое время служил, потом, разочаровавшись, бросил службу, как Никита Муравьев и Николай Тургенев. Но герой проповедует идею служения Отечеству и объясняет свое поведение такой фразой: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий смотрит на жизнь по-другому, нежели типичные представители дворянского общества того времени. Он воплощает в себе все лучшие черты декабристов, ни на шаг не отступает от своих идей, готов пожертвовать всем ради блага других. Автор создает образ человека умного, образованного, умеющего отстаивать свою точку зрения, знающего жизнь простых людей. Чацкий действует в интересах всего русского народа, пытаясь обратить внимание дворянства не на мелочные проблемы собственного благосостояния, а на бедственное положение крестьянства. Он возмущен поступками помещиков-крепостников, “негодяев знатных”. Один из них променял своих верных слуг, которые “и честь, и жизнь его не раз спасали”, на борзых собак, а другой - помещик-театрал:
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивится их красе!
А когда театр “прогорел”, то этих детей он распродал поодиночке. Крепостное право, по мнению Чацкого, - источник всех бед. Он выступает за проведение реформ по примеру передовых западных стран, но вместе с тем герой - решительный противник глупого подражания Западу:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья,
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Достоинство русского человека оскорблено в Чацком, оскорблено тем, что в среде дворянства “господствует смешенье языков: французского с нижегородским”, тем, какой бурный прием оказали именитые москвичи безродному французику из Бордо, приехавшему и нашедшему, что “ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица”. Чацкий считает, что если уж перенимать, то перенимать только лучшее:
Ах! Если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев...
В комедии “Горе от ума” главный герой в шутливой, но точной форме показывает далеко не смешные недостатки общества, которое не может противопоставить ему никаких разумных доводов в свою пользу. Главное оружие Чацкого - свободные, меткие речи, слова, которыми он описывает свое отношение к “веку минувшему” и характеризует отдельных представителей этого века: Скалозуба — “созвездие маневров и мазурки”, Молчалина - “низкопоклонник и делец”. Что же в ответ на это предпринимает общество бездушных и пошлых крепостников? Подобно тому, как царизм боролся с декабристами: арестами, ссылками, жесткой цензурой, - это общество борется “с мечтателем, опасным”. Оно объявляет Чацкого сумасшедшим. Герой вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы, “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок ”.
Если представить себе дальнейшую судьбу Чацкого, то, кажется, он станет одним из тех людей, которых впоследствии назовут декабристами, выступление которых, как показывает Грибоедов, не увенчается победой, но которое нельзя будет назвать и поражением.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей, - так определяет значение героя Гончаров в своей статье “Мильон терзаний”. — Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”. Я думаю, что это высказывание можно отнести не только к Чацкому, но и ко всем декабристам.

Похожие сочинения

  1. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
    "Драматического писателя должно судить по законам,им самим над собою признанным." (А. С. Пушкин) Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии Грибоедова,...смотреть целиком
  2. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  3. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова  Новое!
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...смотреть целиком
  4. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...смотреть целиком
  5. Анализ 2-го явления действия II комедии «Горе от ума»
    Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги...смотреть целиком
  6. Роль образа Софьи в комедии А «Горе от ума»  Новое!
    В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» женские образы не занимают центрального места, в действии комедии главную роль играет А. А. Чацкий. Тем не менее и они являются необходимыми лицами, так как пьеса писалась в первой четверти XIX века, когда законы...смотреть целиком
  7. Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. "Горе от ума".)
    Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных...смотреть целиком