Страница: [ 1 ]  2  

“Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
пожалуй, картина нравов”.
И.А. Гончаров

Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г. Белинского,
А.С. Грибоедов принадлежит к числу "самых сильных проявлений русского духа". Его комедия "Горе от ума" заняла свое
достойное место в ряду выдающихся произведений русской литературы.
Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был
он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов
сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того
времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.
Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей
действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают.
Чацкий - молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он
принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Александра Андреевича прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был
"с министром знаком", но бросил службу, не желая прислуживаться. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”, “не
требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Он мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу,
презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Александр Андреевич "служить бы рад", но ему "прислуживаться
тошно". Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за
образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в друзьях нашли,
в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и
мотовстве...
Чацкий- человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях
вырисовывается облик человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом).
Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и
образный язык находят для этого обильный материал, а направленность речей во многом схожа с идеями произведений
поэтов-декабристов. Вспомним знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто". В нем Чацкий выступает от имени нового
поколения. Он высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из "забытых газет времен очаковских и
покоренья Крыма".
Чацкий жаждет "возвышенной любви, перед которой мир целый... - прах и суета":
Но есть ли в нем та страсть, то чувство?
пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были воем,
И всем его делам
Душою — вы, вам угожденье?..
Сам это чувствую…
Именно горячая искренность в любви, верность в дружбе и привлекают нас в Чацком.
Чацкий отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме он видит одно из главных средств переделки
общества. Чацкий - просветитель, непримиримый враг морального рабства. Особенно острый протест Чацкого вызывает
дворянское преклонение перед всем иностранным. Представители "века минувшего" в то время говорили на смеси
"французского с нижегородским", плохо знали свой родной язык.
Он не приемлет для себя скуки и праздной жизни. Чацкий очень серьезно относится к службе: "Когда в делах - я от
веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь," смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа".
Чацкий - это истинный патриот России. Он любит свой народ, выступает с гневной обличительной речью в адрес
крепостников. Чацкий осуждает право владеть живыми людьми, менять и продавать их. Очень показателен здесь образ
дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту "и жизнь и честь его спасали".
Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное
общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения. Он одинок.
Но людей, подобных ему, становится все больше
В комедии Чацкий показан во враждебном окружении, которое мстит ему за правду, колющую глаза, за попытку нарушить
привычный уклад жизни. Он восстает против мира Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких. Но его протест слишком
слаб, чтобы поколебать устои общества. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. "С кем был! Куда меня
закинула судьба! Все гонят! все клянут!" "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок", - горестно восклицает Чацкий.
Противопоставляя Чацкому, Грибоедов показывает низкого подхалима и лицемера Молчалина. В его лице Грибоедов создал
исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя,
который сумеет, однако, дойти до "степеней известных”. Вся лакейская “философия жизни" этого человека, не смеющего
“свое суждение иметь”, раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с
горечью говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь.
Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого
происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми
качествами, достаточно образован.
Ум, хитрость, изворотливость Алексея Степановича, уменье найти подход к каждому влиятельному человеку, абсолютная
беспринципность вот определяющие качества этого героя, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого.
Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел
завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал
секретарем московского "туза", получил три награды, чин асессора, дающий право на личное дворянство, стал
возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, в обществе: Там моську вовремя погладит, Тут в пору
карточку вотрет...
Молчалин довольно серый человек без своего суждения и мнения. Он пользуется мнением посторонних за неимением своего,
даже если оно неправильно, при этом он выбирает мнение большинства. Молчалин искренне уверен, что главным качествами для
человека должны быть умеренность и аккуратность, а Чацкий с ним не согласен, и даже после разговора с ним думает, что
Софье лишь пошутила и просто не может любить на столько бездарного и глупого человека.
Главный герой не воспринимал Молчалина всерьез. Однако напрасно он недооценивал его. Безмолвие Алексея Степановича
отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной
выгоды". Столкновение между Чацкими и Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской
молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества
его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Содержание комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» — плод патриотических...смотреть целиком
  2. Анализ комедии "Горе от ума"
    1. В пьесе Грибоедова удивительно точно и ярко выражена трагичность положения умного человека в мире лицемерия и чинопоклонства. Чацкий не принимает порядков чиновничьей Москвы, где получение повышения по службе зависит от знакомств и умения угождать...смотреть целиком
  3. Сценические и внесценические персонажи комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    1. «Неговорящие» и говорящие имена персонажей. 2. Два жизненных подхода к действительности. 3. «Подводное» течение в пьесе. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» наполнена как сценическими, так и внесценическими персонажами. Каждая из этих групп...смотреть целиком
  4. Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы....смотреть целиком
  5. Время : его герой и антигерой. "Горе от ума" как политическая комедия.
    Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные...смотреть целиком
  6. Творческая история создания комедии «Горе от ума»
    С сентября Грибоедов живет в Москве и продолжает там работу над комедией, непрерывно улучшая ее. В мае 1824 г. Александр Сергеевич уехал в Петербург. Здесь комедия снова подверглась переработке, особенно последний акт. «Прошу тебя моего манускрипта никому...смотреть целиком
  7. Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»
    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак,...смотреть целиком