Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели. В «Горе от ума» противопоставлены два героя: Молчалин а Чацкий — напрямую они не сталкиваются, но читатель постоянно слышит высказывания о них других персонажей, судит о героях сам по их поступкам. Чацкий буквально «врывается» в сюжет комедии. Он молод, влюблен, безумно счастлив видеть Софью. Он только ею занят, ему интересно мнение девушки о нем, готов на многое закрыть глаза, не замечает очевидную холодность любимой. Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног, Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите, Удивлены? и только? вот прием! Как будто не прошло недели; Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нет друг другу надоели. Чацкий забывает законы приличия, хочет все знать о Софье: как она жила, чем интересовалась, кого любила. Ему и невдомек, что у него нет никакого права на это. Любовь к Софье он считает основанием для такого бесцеремонного поведения. В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно, И потому скромны, не смотрите на свет. Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ. Без думы, полноте смущаться. Напористость Чацкого выглядит довольно неуместной. В глазах Софьи он бывший знакомый, друг ее детских забав. Молчалин занял ее сердце. Мы ее глазами часто будем видеть обоих героев. «Не человек, змея»,— зло бросает она в сторону Чацкого. О Молчалине с восторгом же говорит сначала Лизе, потом и Чацкому: Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, дерзости, — всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провестъ! ЛиМ а на дворе давно уж побелело... Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины, души вздохнет, .г слова вольного, и так вся ночь проходит, с рукой, и глаз с меня не сводит... Диза и Фамусов называют Чацкого умным человеком. Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Павел Афанасьевич представляет его Скалозубу (о Чацком): Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Сначала только Софья настроена против Чацкого, да и то за его нелицеприятный отзыв о Молчалине. Она смотрит на Алексея Степановича глазами влюбленной, не желая замечать его недостатки, «превращая» их в достоинства. Но 'даже из ее похвал вырастает достаточно жалкий образ «героя ее романа». Чацкий не может поверить, что такого лицемера можно любить. Он уверен, что Софья высмеивает Молчалина. Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог. Алексей Степанович «маленький человек», потому что сам себя считает таковым. Его никто не унижает, он сам делает это Добровольно, видя в подобострастии путь к поставленной Цели — стать своим в этом обществе. Без малейшего стеснения °а Рассказывает: завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, • Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Софья — часть его плана, с ее помощью он надеется «пр0 браться» в высшее общество, но рабская душонка Молчалиня не может противостоять соблазну, ему надоела роль смирении, ка, поэтому Алексей Степанович ищет благосклонности Лизы и сожалеет: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека... В Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» учит читателя бес-га помиссно отстаивать свои взгляды, бесстрашно «бороться» К° пом глупцов и лицемеров, которых предостаточно, к сожа-» в любое время. Зачем она не ты! Чацкий честен, ему претит любая ложь, поэтому он открывает душу этим ничтожным людям. Александр Андреевич никогда не унизится до обмана, и ему трудно понять Софью с ее любовью к Молчалину. А ведь он сам толкнул ее на этот шаг своим отъездом. В разговоре с Лизой барышня невольно высказывает свою обиду на Чацкого: ...ко где же изменила? Кому? чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом... Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого. Зачем ума искать, и ездить так далеко? В комедии «Горе от ума» Чацкий «терпит поражение» от фа-мусовского общества, он с горечью замечает: Молчалины блаженствуют на свете! А мы можем сказать, что и в жизни так, к сожалению, происходит. Ловкие, изворотливые, бесцеремонные лгуны добиваются своих целей, но автор своей комедией «Горе от ума» протестует против этих несправедливых законов общества. OH разоблачает лжецов и лицемеров, злобных посредственностей и мягкотелых соглашателей. Его Чацкий — пример вечного борца, способного «кинуться» в бой с целым светом, лишь бы отстоять свои идеи, справедливость и право на счастье.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  3. В чем смысл «открытого» финала комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 1)
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816—1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....смотреть целиком
  4. ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА").
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  5. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" как политическая комедия
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась...смотреть целиком
  6. Чацкий в доме Фамусова (анализ эпизода комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)  Новое!
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени....смотреть целиком
  7. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова  Новое!
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...смотреть целиком