Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX
века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. Чацкий и Молчалин главные герои
этого произведения. Грибоедов хотел показать двух молодых людей, людей, за которыми было будущее России, ее
судьба и благосостояния. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал
"нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в
защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни,
воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ
смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и
крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося с ним. Молчалин хоть и молод, как
Чацкий, придерживается совсем других принципов. И главный его принцип - это преклонение перед фамусофским
обществом, беспрекословное исполнение заданий высших по рангу людей. Чацкий воплотил черты "нового"
человека, возможно, будущего декабриста. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После
трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, появляется в доме Фамусова и
встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его взгляды вызывают резкий
отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее
стороны. По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством: ведь "тот
и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В
это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что
"прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и
крепостничестве. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: "Он вольность хочет
проповедать!". Молчалин же путем лести и заискивания добился значительного служебного положения. Старуха
Хлестова ласково называет безродного Молчалина «родным», «дружком». Молчалин необычайно тих и вкрадчив. К
каждому из друзей и родных Фамусова у него свой особенный подход.Примечателен монолог Чацкого "А судьи
кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего
века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: «Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот
уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!» Кто это мы? Кого здесь имел в виду
Чацкий? "Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое поколение, идущее
другими путями.Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу,
национальную культуру, в понимании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников.
Сплетни, клевета - вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, с

Похожие сочинения

  1. Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»
    Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...смотреть целиком
  2. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  3. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...смотреть целиком
  4. Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума»  Новое!
    Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую:...смотреть целиком
  5. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  6. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (2)
    В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других. А.С. Грибоедов В 1824 году Грибоедов...смотреть целиком
  7. Замысел комедии «Горе от ума»  Новое!
    Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России в ответ на усиление правительственной реакции стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было...смотреть целиком