Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX
века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. Чацкий и Молчалин главные герои
этого произведения. Грибоедов хотел показать двух молодых людей, людей, за которыми было будущее России, ее
судьба и благосостояния. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал
"нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в
защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни,
воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ
смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и
крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося с ним. Молчалин хоть и молод, как
Чацкий, придерживается совсем других принципов. И главный его принцип - это преклонение перед фамусофским
обществом, беспрекословное исполнение заданий высших по рангу людей. Чацкий воплотил черты "нового"
человека, возможно, будущего декабриста. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После
трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, появляется в доме Фамусова и
встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его взгляды вызывают резкий
отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее
стороны. По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством: ведь "тот
и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В
это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что
"прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и
крепостничестве. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: "Он вольность хочет
проповедать!". Молчалин же путем лести и заискивания добился значительного служебного положения. Старуха
Хлестова ласково называет безродного Молчалина «родным», «дружком». Молчалин необычайно тих и вкрадчив. К
каждому из друзей и родных Фамусова у него свой особенный подход.Примечателен монолог Чацкого "А судьи
кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего
века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: «Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот
уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!» Кто это мы? Кого здесь имел в виду
Чацкий? "Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое поколение, идущее
другими путями.Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу,
национальную культуру, в понимании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников.
Сплетни, клевета - вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное,
пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его
сторонников многочисленны. Молчалину же нет дела до Отечества, его смысл жизни – это чины, богатство, «и
награжденья брать, и весело пожить». Он прекрасно понимает, что нужно для достижения этой цели. Чацкий
вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок".
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими
обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его
осудили, против него восстали, если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить
развитие просвещения и передовых идей.Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ
Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина, то Молчалин - человек более низкого
происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими
деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не
глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной
выгоды".Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств
дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл.
Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что
он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно.
До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека!
Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь
выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество
объявляет Чацкого безумным. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то
Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. Значение образа Чацкого для передовых умов 20-х годов
XIX века трудно переоценить. Декабристы ссылались на «Горе от ума» как на источник своего свободомыслия. Но
как это ни печально, современные Молчалины до сих пор «блаженствуют на свете» и, наверное, будут
блаженствовать всегда. Таковы законы человеческого общества…

Похожие сочинения

  1. Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»
    Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...смотреть целиком
  2. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  3. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...смотреть целиком
  4. Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума»  Новое!
    Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую:...смотреть целиком
  5. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  6. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (2)
    В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других. А.С. Грибоедов В 1824 году Грибоедов...смотреть целиком
  7. Замысел комедии «Горе от ума»  Новое!
    Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России в ответ на усиление правительственной реакции стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было...смотреть целиком