Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».




«Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву. В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Комедия отразила не только быт и нравы Москвы и «времен Очакова и покоренья Крыма», но и движение передовой дворянской мысли. В облике Чацкого показана идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства. Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что всё и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, умеющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятельный. Герой попадает в «фамусовское общество», где царит чинопочитание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и поплатился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность. Он — «человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин»… Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь; бурной радостью, громким и неудержимым смехом, пылким негодованием он нарушил их существование. И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Воспринимаем мы Чацкого как героя, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.

Совершенной противоположностью Чацкому является Репетилов. «Душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчивается бал и гости начинают разъезжаться. Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, смешон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнес: «Шумим, братец, шумим ». Дело еще не созрело, но вокруг умнейшие люди. Репетилов создает видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошел в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на героя. Репетилов хочет быть в центре внимания, но слова и дела его никчемны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь… Вези куда-нибудь».

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  3. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...смотреть целиком
  4. Чацкий, Онегин, Печорин
    И в мире был он одинок... Д. Байрон Как стремителен бег времени! ...смотреть целиком
  5. Содержание комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» — плод патриотических...смотреть целиком
  6. Фамусовщина — это реакция косность рутина цинизм
    Фамусовщина — это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания»...смотреть целиком
  7. Чацуий против фамусовского общества (по комедии А.С.ГРИБОЕДОВА "Горе от ума")
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком