О чем говорит Чацкий в этом монологе? О французике из Бордо, о русских, восклицающих: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!», о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том, что стал хуже «наш Север во сто крат с тех пор, как отдал все в обмен на новый лад - и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу», и уж совсем как на заседании тайного общества он спрашивает-восклицает:

* Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
* Чтоб умный, бодрый наш народ
* Хотя по языку нас не считал за немцев.

Это как раз те самые мысли, за которые его только что объявили сумасшедшим…

Опять комическая ситуация: опять у Чацкого нет слушателей, способных понять его. Но поведение Чацкого в этой ситуации не смешно, оно психологически оправдано: Чацкий произносит этот монолог, во-первых, потому, что отвечает на вопрос Софьи: «Скажите, что вас так гневит?», во-вторых, в «той комнате» французику из Бордо и княжнам он не все сказал, что хотел, и в гостиной пытается договорить то, что в «той комнате» не стали слушать. Монолог о французике из Бордо - один из самых сильных выпадов героя против своих гонителей (он идет сразу после клеветы о сумасшествии). Чацкий пока еще не знает о сплетне, но это не меняет роли монолога: в нем автор устами Чацкого клеймит «подлейшие черты» не только конкретных гостей Фамусова, но и всего фамусовского мира. И этот монолог, так же как «А судьи кто?», обращен не к «московским бабушкам», а к читателю, зрителю.

Комедийная линия в развитии действия, кажется, оборвалась. Нссовмссгимость Чацкого с фамусовским обществом доведена до трагедийного конца. Чацкий предстал перед нами как декабрист. Фамусовский мир выставил против него все, что имел в своем распоряжении: клевету и полное игнорирование его как личности - умному человеку отказано в уме.
Напряженность отношений между Чацким и Софьей растет по мере узнавания Софьей Молчалина, главной фигуры, оказавшейся между Софьей и Чацким, и по мере узнавания Чацким Софьи. Чацкому не надо узнавать Молчалина: он всегда воспринимал его как безнравственного человека, как ничтожество. Чтобы выяснить отношения с Софьей, он навязывает ей свое мнение о Моячалине. Она сердита на Чацкого за колкости в адрес Молчалина, восхваляет своего возлюбленного, становится из-за него врагом Чацкого.

Если зритель узнает Молчалина постепенно: в сценах с Лизой, Чацким, Хлёстовой, - то Софья узнает Молчалина мгновенно. И для нее это катастрофа. Молчалин раскрывается перед Софьей с подлейшей стороны и самое главное - в присутствии Чацкого. Софья проиграла сражение с Чацким. Софья терпит крах не только в том смысле, что Молчалин, которого она, как могла, облагораживала, оказался подлецом, но и в том смысле, что в глазах Чацкого она теперь уже не та Софья, перед которой он не стыдился быть

Катастрофа (от греческого - «поворот», «переворот») - очень важный композиционный момент в драматическом произведении, «момент разрешения напряженного положения, которое намечается уже в экспозиции и завязке и создается ходом драматического действия».

Фамусов смешон, жалок. И зрителю становится страшно за судьбу Софьи: с таким нелепым отцом, в таком окружении она обречена на полную нравственную гибель.

Некоторые считают, что Чацкий в конце пьесы терпит крах. Такое утверждение не соответствует замыслу автора: Грибоедов сам раскрыл смысл предпоследней сцены в письме к Катенину, которое мы уже цитировали. Крах терпит Софья: ома ошиблась в Молчалине. Но не это главное. Главное поражение Софьи - в полном разрыве с Чацким, который в своем последнем монологе точно определил ее жизненную программу. Может быть, Софья и не примирится с Мол-чалиным, но, как предсказывает Чацкий, «другой найдется благонравный, низкопоклонник и делец». И нет сомнения, что со временем Софья займет место Татьяны Юрьевны, или Пульхерии Андреевны, или Марьи Алексеевны. Но во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые дали ей право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как говорил И. А. Гончаров. Она безнравственна той ложью, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Куда же поедет Чацкий? Не знаем. Но мы невольно припоминаем исторические параллели: куда уезжали находившиеся в противоречии с обществом, оклеветанные им? Маршруты у них были разные, но конец один: трагическая гибель. Вспомним Кюхельбекера, Чаадаева, Грибоедова, Пушкина…

Некоторые считают, что Чацкий очень молод. Чей он ровесник? Попытаемся вспомнить по тексту комедии : служил в полку, была связь с министрами, потом разрыв… три года путешествовал, появился в Москве, очевидно между 1821 - 1824 гг. У одного из прототипов героя, у Чаадаева, разрыв с министрами произошел после восстания в Семеновском полку, т. е. не раньше 1820 г. Чацкий, таким образом, ровесник Чаадаеву, Рылееву, возможно, Кюхельбекеру, Пушкину. Словом, ровесник тех, кто после 1825 г. пошел на виселицу, на каторгу в Сибирь, в солдаты. Поэтому личность Чацкого мы воспринимаем в «мученическом ореоле».

Да, Чацкий страдает, переживает личную драму, причина которой состоит в том, что его социально-политический и интеллектуально-психологический облик неприемлем для Софьи: чтобы понравиться Софье, надо превратиться в Молчалина или Платона Михайловича. Для Чацкого это невозможно. Чацкий -победитель, потому что он страдает только до тех пор, пока думает, что его разлюбила та Софья, которую он знал до своего путешествия. А как только понял, что Софья теперь стала такой же, как все в этом мире, «он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Он победитель, потому что в борьбе с фамусовским миром остался самим собой. Быть человеком и оставаться им в любой жизненной ситуации, оставаться даже тогда, когда за это приходится платить ценой жизни, - это есть общечеловеческая формула подвига.