Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединя­ются в единую сюжетную линию.

Итак, читателю открываются первые сцены в доме Фамусова. Он видит быт дворянской семьи. Автор приот­крывает и завесу взаимоотношений персонажей пьесы.

Софья, молодая привлекательная девица, закры­лась в своей комнате с неким Молчалиным и не обра­щает внимания на напоминания служанки Лизы о на­ступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает». Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг.

Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем». Не стыдясь своего возраста и положения, он откровенно заигрывает с Лизой, ведет себя, словно молодой повеса. Однако, столкнувшись с Молчалиным, этот «ветреник» и «ба­ловник» быстро натягивает маску добропорядочного главы семьи и как истинный хозяин своего дома пы­тается разобраться, что происходит и что, собственно, его секретарь ищет в столь ранний час там, где нахо­дится его дочь.

Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала», а «ночь целую читала». У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик». Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.

Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораз­до более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден», тот ей «не пара».

Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разо­блачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные от­ношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов», всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сво­дит. Он «и вкрадчив, и умен».

Эту почти идиллическую картину нарушает вне­запное появление Чацкого, отсутствовавшего и не да­вавшего о себе весточки три года. С его визита и начи­нается активное развитие сюжета.




Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот про­несся...».

«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»,— вос­клицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стреми­тельно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен...

А что же София? «Ни на волос любви!» София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холод­на. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в пло­хое ему, наверное, не хочется.

Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он на­ходит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах». Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует... смешенье языков».

Если раньше Софию подобные комментарии забав­ляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А ко­гда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине («Еще ли не сломил безмолвия печати?»), Софья и вовсе загорается гневом: «Не человек, змея!».

Она по-прежнему умна, воспитана, но окруже­ние, в котором ей пришлось жить во время разлуки с Чацким, уже успело наложить свой отпечаток на ее суждения, мысли, чувства, поступки.

Чацкий же помнит ее той, прежней, совсем другой, а потому любовь Софии к Молчалину кажется ему па­радоксом. Тем не менее все мысли Софии о нем, о Мол­чалине. Конечно, это еще не любовь, а всего-навсего влюбленность, так свойственная молодости. София влюблена не в настоящего Молчалина, а в выдуман­ный ею самой идеал. В ее воображении, пожалуй, жи­вет образ почти святого человека, с которым, на сча­стье, ее свела судьба, который смиренен, добр, душев­но чист, благороден и наделен целым рядом других не менее ценных добродетелей. Очарованная этим псев­дообразом, Софья не видит подлинной сущности сво­его нового избранника, имеющего свои виды на нее, свои планы, ради осуществления которых он и наде­вает на себя маску праведника. Его главная задача — скрыть свое подлинное лицо, и молчалив он отнюдь не из природной скромности. Молчалин успешно играет роль и идеального секретаря, и окрыленного чувст­вом влюбленного. Ф. М. Достоевский писал о нем в своем дневнике: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворять­ся святым». Только лишь Чацкому удается разгля­деть в нем низкопоклонника, и, зная московские по­рядки, Чацкий легко предсказывает дальнейшую судьбу безродного нищего из Твери: «...дойдет до сте­пеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

Неопытная Софья легко попадает в молчалинскую ловушку, а Чацкий остается с безответной любовью и с «горем от ума». «Как хороша!» — бросает он, поки­дая дом Фамусова в финале первого действия. По мнению И. А. Гончарова, в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик.

Любовная драма Чацкого, раскрытая читателю уже в первом действии, ожесточает героя против фамусов­ского общества, усугубляет конфликт с ним. Все, что происходит с Чацким в первых сценах, получает в пье­се дальнейшее развитие: любовь к Софье заканчивается полным разочарованием, насмешливое отношение к нравам и порядкам барской Москвы выливается в ост­рый неразрешимый конфликт. «Карету мне, карету!» — восклицает доведенный до отчаяния герой в фи­нале пьесы, и душа его горит так же, как еще совсем не­давно горела в предвкушении встречи с Софьей.

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  3. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  4. Драма интеллигента в обществе «глупцов»
    Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» является тема участи интеллигента в «обществе глупцов». Эта проблема - один из вариантов темы «лишнего человека» - не является открытием в литературе. Грибоедов...смотреть целиком
  5. Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” — это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии — это критический...смотреть целиком
  6. Чацкий и фамусовское общество. (1)
    В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов. Весь...смотреть целиком
  7. Смысл и сюжет комедии «Горе от ума»
    Смысл комедии «Горе от ума», я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России. Столкновение...смотреть целиком