Заканчивалась 1-я четверть XIX в. В это время и появилась комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», являющаяся первой русской политической комедией. За короткое время она распространилась в обществе в многочисленных списках, вызвала всеобщий интерес и множество толков, обострила борьбу между различными литературными группировками.
Мировоззрение Грибоедова складывалось под влиянием студенческого общества. Московского университета, в котором он учился вместе с будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Муравьевыми, А. И. Якубовичем и П. Я. Чаадаевым. Участие в Отечественной войне 1812 г. и служба в Коллегии иностранных дел довершили формирование его политических взглядов. На службу в Персию Грибоедов отправился, уже совершенно ясно представляя себе проблемы российской действительности и методы их преодоления. Несмотря на явную близость к будущим декабристам и совпадению взглядов на самодержавие, писатель пророчески предвидел их крах. Известна его фраза: «сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России».
Видимо, он уже тогда понял, что такой выход обречен на провал. Основной ошибкой декабристов он считал их оторванность от народа, ограниченность движения сословными рамками. В то же время не только знал о существовании тайного общества, но и поддерживал идею уничтожения крепостного права и самодержавия. Его бессмертная комедия и написана под непосредственным влиянием идей декабристов.
Главный герой комедии — Чацкий. Ему была отведена главная роль неслучайно. Именно из его уст должно было прозвучать обвинение крепостничеству, именно Чацкий должен был указать выход. Но указал ли он его, и, если нет, то почему?Познакомимся с ним поближе. Чацкий — молодой человек, воспитывавшийся у одного из богатых помещиков, почувствовав страсть к странствиям, долго путешествовал за границей, много учился и получил неплохое образование. Впервые мы видим его в день приезда в дом Фамусова. Однако мы его уже немного знаем благодаря характеристике, которую дает ему Лиза: «Кто так чувствителен и весел и остер, как Александр Андреевич Чацкий».
Мы видим перед собой умного человека, понимающего, в чем смысл жизни, и имеющего цель, но не знающего, как этой цели добиться. В Чацком собраны черты, которые были характерны для передовой интеллигенции того времени. Он служил, но службу бросил. Сам он об этом говорит: «Служить бы рад— прислуживаться тошно». В то время это была проблема. Многие люди, еще не пораженные пороками фамусовского общества, стояли перед вопросами, как служить и чему служить. Они отказываются служить лицам, а не делу. На примере Чацкого Грибоедов затронул очень больной вопрос, мучивший как декабристов, так и всех честных людей. Образ Чацкого — первый в русской литературе образ дворянского интеллигента, бросившего вызов своей среде, осознавшего свое гражданское достоинство и не выносящего идей государственного консерватизма.
Чацкий горячо любит свою Родину, он говорит: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Именно любовь к Родине сближает его с декабристами. И ему нестерпимо видеть, как в его стране еще сохранен и процветает один из пережитков отсталого общества — крепостное право. Близость к будущим декабристам заключалась в том, что Чацкий является активным противником фамусовщины — общественного явления, объединившего ярых сторонников крепостничества и безжалостных эксплуататоров, жаждущих полной и неограниченной власти.
Его знаменитый монолог «А судьи кто?» является бомбой, взорвавшейся в гуще фамусовского общества. Он выступает против тех «негодяев знатных», которые для своих прихотей сгоняют на балет «от матерей, отцов отторгнутых детей», продают их «поодиночке», меняют своих слуг на борзых собак. Обличения Чацкого рассчитаны, прежде всего, на то, что у людей должны открыться глаза на существующую социальную несправедливость, что они должны переродиться и превратиться в достойных граждан своего государства. Бороться с неправдой и воспитывать гражданское самосознание в людях — в этом состояла одна из идей декабристов.Декабристы презирали дворян за их преклонение перед всем иностранным, за презрение к родному языку. Чацкий тоже упрекает общество за это низкопоклонство: «воскреснем ли когда от чужевлас- тья мод?»
«За древностью лет к свободной жизни их вражда непримирима». «К свободной жизни» — вот та нить, которая связала Чацкого и декабристов. Чацкий спрашивает: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Их нет, и Чацкий не согласен, чтобы на такую роль претендовали люди типа Фамусова.
А Чацких в России становилось все больше и больше. Но это были, в основном, дворяне, которые в своей борьбе были далеки от народа, не видели в нем той силы, которая способна смести все на пути к собственной свободе. Именно воспитатепьный, пафосный характер обличений Чацкого роднит его с декабристами. Как и они, Чацкий не слишком озабочен, многие ли люди задумаются над этими проблемами, поверят ему, поймут. Он убежден в своей правоте и не испытывает необходимости в сторонниках.
Чацкий покидает бал, отправляется «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Все против него, он не смог противостоять до конца им. Но это не значит, что он признал свое поражение, что он отрекся от своих идеалов.
Есть его сторонники среди честных людей, и их становится все больше, и все они идут одной дорогой. Только, чтобы эта дорога привела к правильной цели, надо еще много бороться, надо идти на сближение с массами, надо быть не одиночками, а мощной сокрушающей силой.
Комедия Грибоедова бессмертна, ибо бессмертны идеи, лежащие в ее основе. Позднее эти идеи были подхвачены декабристами, которые открыто выступили на борьбу с самодержавием. Это уже была организация передовой части дворянского общества. Пусть она не нашла широкой поддержки в массах и обрекла себя на поражение, будущее все же осталось за Чацким, несомненная тенденция развития которого в сторону идей декабристов намечена в пьесе достаточно четко.