Страница: [ 1 ]  2  

Великий русский писатель А.С. Пушкин говорил, что цель комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — изображение характеров и нравов. И действительно, в этом произведении читатель может увидеть целую галерею лиц и «человеческих типов». У каждого персонажа свой нрав, но почти у всех одинаковые цели — богатство, чин, положение в обществе. И хотя комедия была написана почти двести лет назад, она осталась актуальной и по сей день, «живы» до сих пор и ее герои. Ведь люди, для которых самое важное — деньги и почет, всегда существовали и будут существовать. Определенным «человеческим типом» является Молчалин — представитель фамусовского общества. Принцип его жизни — «угождать всем людям без изъятья». Таким способом можно продвинуться по служебной лестнице, заслужить уважение. Также, по его мнению, хорошее средство для достижения высокого положения в свете — это выгодный брак. Именно поэтому он «влюблен» в Софью «в угодность дочери такого человека», как Фамусов, который «кормит и поит, а иногда и чином подарит». Молчалин лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по его собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного».

Отношения с Софьей целиком определяются жизненной позицией Молчалина: с подобострастием он держится со всеми без исключения людьми, не зря своими талантами он называет «умеренность и аккуратность». Он хорошо знает требования московского дворянства («ведь нынче любят бессловесных») и добился того, что становится «нужным» человеком, правой рукой Фамусова. Молчалин — хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный, его представление о счастье связано только с удачной карьерой, богатством, а во имя своей выгоды он продаст кого угодно. Ярким характером обладает и Фамусов — хозяин дома, в котором происходит действие, один из почтенных московских дворян. Для него служебный вопрос — самый важный. Истинная цель службы, полагает он, — достигнуть высокой ступени. Фамусов с одобрением относится только к тем людям, которым удается сделать карьеру, например к Скалозубу («Не нынче завтра генерал»), или к тем, кто, как Молчалин, стремится к этому. Фамусов не видит порока в пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Даже злоупотребление служебным положением он возводит в правило:
Как станешь представлять к крестишку ли,к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Павел Афанасьевич Фамусов хочет выдать свою дочь Софью за Скалозуба, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы».
Жених оценивается по его материальному и социальному положению:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених!
«Опомнитесь, вы старики!» — а про себя герой говорит, что «монашеским известен поведеньем». Помимо основных персонажей (Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий) в комедии есть множество второстепенных персонажей, таких как Хлестова, Загорецкий, Репетилов. Каждый из них выступает в своем комическом амплуа. Например, Хлестова — колоритный типаж: это властная барыня-крепостница Екатерининской эпохи. Она от скуки возит с собой «арапку-девку да собачку», любит, когда ей угождают, поэтому благосклонно относится к Молчалину. Хлестова, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию: И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев... Хлестова, казалось бы, не вносит ничего нового в развитие сюжета, но на самом деле этот персонаж важен для понимания читателями характеров героев комедии. Так же как и Хлестова, Загорецкий является второстепенным персонажем, но он имеет в произведении немаловажное значение, ведь отношение к этому герою характеризует нравы фамусовского общества. Все презирают Загорецкого, не стесняясь бранить его в лицо. Хлестова, например, о нем говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Но тем не менее его везде принимают, потому что он умеет услужить.

Репетилов, как Загорецкий и Хлестова, не изменяет ход действия пьесы, но он представляет еще один «человеческий тип». Репетилов — нелепый человек. Такой вывод читатель может сделать уже из сцены его появления: он приезжает к концу бала, вбегает и тут же падает. Он с одинаковым радушием встречает Чацкого и Скалозуба, и читателю становится ясно, что Репетилову просто безразлично, с кем любезничать, кому что-либо рассказывать. Он человек пустой, ничтожный, но в то же время у него есть положительные качества, такие, как искренность, увлеченность. Характеризуя себя, он говорит, что очень изменился, так как раньше «людьми пустыми дорожил», «об детях забывал», «обманывал жену». Он вел жизнь обычного гуляки, а теперь он, по его мнению, «с умнейшими» знается людьми, так как стал членом Английского клуба. На самом деле он просто занялся другим пустым занятием. «Человеческими типами» являются и внесценические персонажи — герои, о которых упоминается в комедии, но которые не принимают участия в действии. Они играют важную роль в развитии сюжета, помогают автору сатирически изобразить картину общества. Условно все внесценические персонажи делятся на три типа. Первый — герои, которые разделяют позицию фамусовского общества. А.С. Грибоедов вводит их для того, чтобы показать, что такие люди, как Молчалин и Фамусов, для которых богатство, чин — главная цель жизни, есть не только в Москве, но и в других городах России. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который сумел угодить императрице, «был высочайшею пожалован улыбкой» и чин получил не за деловые качества, а за то, что вовремя умел «подслужиться». Или, например, расписывая свои дела на неделю, Фамусов вспоминает о Кузьме Петровиче, к которому он «зван на погребенье». Фамусов говорит, что тот был «богат и на богатой был женат», «С ключом, и сыну ключ умел доставить». Фамусов им восхищается: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Множество других персонажей, о которых упоминается в комедии, по своим убеждениям также относятся к миру фамусовской Москвы. Например, Чацкий перечисляет завсегдатаев балов, тем самым А.С. Грибоедов подчеркивает, что общество составляют не личности, а человеческие типы («тот черномазенький на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «а тот чахоточный»).

Второй тип людей составляют герои, вселяющие надежду на то, что в этом мире еще может что-то измениться. Они отличаются от фамусовского общества своими взглядами и целями в жизни, они поступают ему наперекор. Благодаря им появляются свежие идеи, новые веяния. К таким персонажам относится мать Чацкого. Фамусов про нее говорит: «Покойница с ума сходила восемь раз». Из этих слов становится понятно, что мать Чацкого была не похожа на всех остальных. Или, например, племянник княгини Тугоуховской князь Федор. Он учился в Петербурге в Педагогическом институте, а теперь «от женщин бегает», «чинов е хочет знать». По мнению фамусовского общества, «ученость» — вот причина столь непонятного поведения. Что-то изменить в своей жизни пытается еще один герой — двоюродный брат Скалозуба:
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.

По мнению фамусовского общества, променять службу на чтение книг — неблагоразумный поступок. Благодаря таким персонажам, как князь Федор, мать Чацкого, двоюродный брат Скалозуба, Грибоедов показывает, что есть еще люди, видящие несовершенство мира и пытающиеся его изменить. Третий тип людей представляет московская молодежь, о которой рассказывает Репетилов. Рассказывая о «тайном обществе», автор создает более полную картину города, так как оно характеризует общественную жизнь Москвы, ведь в то время большинство молодых людей входило в различные кружки, в которых обсуждались проблемы России. Репетилов как раз рассказывает о тех, кто входит в одну из таких организаций, которая собирается в Английском клубе. Например, он говорит о князе Григории: «Чудак единственный! Нас со смеху морит!» Князь Григорий — «век с англичанами, вся английская складка», но при этом он рассуждает о проблемах России! Возникает ситуация абсурда.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  2. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  3. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  4. Время : его герой и антигерой. "Горе от ума" как политическая комедия.
    Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные...смотреть целиком
  5. Чацкий и фамусовское общество. (6)
    “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе,...смотреть целиком
  6. Роль персонажей в комедии «Горе от ума»  Новое!
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по сей день. Автору удалось в своем произведении четко изобразить смену одной исторической эпохи последующей,...смотреть целиком
  7. Картина жизни московского дворянства периода правления
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана накануне восстания декабристов, в 1824 году. Это реалистическое произведение, основной конфликт которого заключается в столкновении «века вынешнего» и «века минувшего», то есть двух...смотреть целиком