Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художествен-ные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии "Гоу" отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий - это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе "дух времени", правду жизни, цель которой - свобода. Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, "делу, а не лицам", а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, "три года не писал двух слов", а затем "чуть свет" Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно. Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, "Нестором негодяев знатных". Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего "от матерей, отцов отторженных де-тей" из своего театра. Он не согласен "принять за образцы" и считать "оте-чество отцами" таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить "высочайшую улыбку". Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему "и дым Отечества ... сладок и приятен". Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то "французик из Бордо" рад тому, что "ни звука русского, ни русского лица" не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец. Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него "ум с сердцем не в ладу". Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: "век нынеш-ний" и "век минувший". Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить "век нынешний". И можно смело сказать, что в Чацком выразил-ся дух времени.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  2. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  3. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  4. Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость
    В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. А. С. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом «московского туза» Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего...смотреть целиком
  5. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  6. Чацкий и фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова
    Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой. Комедия Грибоедова, как земной шар, имеет два полюса. На одном из них находится...смотреть целиком
  7. Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    А. С. Грибоедов, создав одно законченное драматургическое произведение, по справедливости занял достойное место в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и Достоевским. Он реалистически показал жизнь и взгляды дворянского общества первой четверти...смотреть целиком