Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
«Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву. В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Комедия отразила не только быт и нравы Москвы и «времен Очакова и покоренья Крыма», но и движение передовой дворянской мысли. В облике Чацкого показана идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства. Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что всё и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, умеющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятельный. Герой попадает в «фамусовское общество», где царит чинопо читание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и поплатился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность. Он — «человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин»... Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь; бурной радостью, громким и неудержи мым смехом, пылким негодованием он нарушил их существование. И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Воспринимаем мы Чацкого как героя, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.


Совершенной противоположностью Чацкому является Репетилов. «Душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчивается бал и гости начинают разъезжаться. Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, смешон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнес: «Шумим, братец, шумим ». Дело еще не созрело, но вокруг умнейшие люди. Репетилов создает видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошел в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на героя. Репетилов хочет быть в центре внимания, но слова и дела его никчемны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь... Вези куда-нибудь».

Похожие сочинения

  1. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...смотреть целиком
  2. Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы....смотреть целиком
  3. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  4. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
    "Драматического писателя должно судить по законам,им самим над собою признанным." (А. С. Пушкин) Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии Грибоедова,...смотреть целиком
  5. Век нынешний и век минувший (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
    Век восемнадцатый и век девятнадцатый... «Государыня Екатерина» и «Боже мой! Он карбонари!» А между ними — «дистанции огромного размера». И вовсе не странно, что слова эти произносит Скалозуб: их, дистанций, просто нет. Есть — военные поселения, муштра, ропот...смотреть целиком
  6. Фамусов 1
    Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские...смотреть целиком
  7. “МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ...”
    “Горе от ума”, на мой взгляд, не только острая политическая комедия, но и пьеса, в которой .нашли отражение человеческие типы, всегда существовавшие и существующие в России. Это заметил еще И. А. Гончаров, который верно определил Чацкого как тип...смотреть целиком