Фамусов дает характеристику и другим женщинам, эпизодическим персонажам: «Судьи всему, везде, над ними нет судей», — они могут командовать армией, заседать в Сенате - они могут все. Фамусовское общество, несмотря на существование императора, живет в государстве с женским правлением.

Автор знакомит читателей с не менее важными и значительными дамами, занимающими высокое положение в обществе - княгиней Марьей Алексевной и Татьяной Юрьевной. Поэтому Молчалин и советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, ведь «чиновные и должностные все ей друзья и все родные». Да и самого Фамусова очень волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Для него, государственного чиновника, суд княгини страшней, ведь ее слово является весьма значимым в обществе. Также многие боятся и суда Хлестовой, потому что ее мнение также общественное. К тому же она, как и многие другие представительницы фамусовского общества, очень любит посплетничать. Графиня-внучка - озлобленная сплетница, так как «целый век в девках». Она недовольна тем, что многие уезжают за границу и там женятся.

Наталья Дмитриевна здоровается с княжнами тоненьким голоском, они целуются и осматривают друг друга с ног до головы, стараясь выискать недостатки, что будет поводом для сплетен. Сплетни царят в обществе московских бар. Именно сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная его любимой Софьей, делает героя социальным безумцем, обрекает умного человека на изгнание.

Среди внесценических персонажей можно выделить не только представителей «века минувшего», но и единомышленников Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который осуждается обществом за то, что «чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них «ученье- вот чума». Или князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, - «он химик, он ботаник», «бегает от женщин», а также профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи».

Следует сказать и о Лизе, служанке в доме Фамусова.

Она обладает практическим умом, житейской мудростью. Она дает меткие характеристики героям: «Как все московские, ваш батюшка таков», - говорит она Софье о Фамусове, который «монашеским известен неведеньем» и не прочь приударить за Лизой, а той по сердцу Петруша. О Скалозубе Лиза невысокого мнения: «Речист, а больно не хитер». К Чацкому же она более благосклонна: «Кто так чувствителен, и весел, и остер». Лиза является вторым резонером в комедии, выражая мнение самого автора. Характеристики героев, данные Лизой, являются дополнительными штрихами к портретам, созданным Грибоедовым. Интересно и то, что автор многим героям дает ассоциативные фамилии: Репетилов, Тугоуховский, Скалозуб, Хлестова, Молчалин.

Таким образом, эпизодические и внесценические персонажи помогают раскрыть характеры главных героев, расширяют пространственные и временные рамки пьесы, а также помогают создать картину быта и нравов жизни московского дворянства 10-20-х годов XIX века, способствуют более глубокому раскрытию конфликта пьесы — столкновению «века нынешнего» с «веком минувшим».

Благодаря образам иностранцев-учителей и «французика из Бордо» можно сделать выводы об отношении фамусовского общества к просвещению и воспитанию, о качестве этого воспитания, о подражании всему иноземному. «Старушка-золото» мадам Розье, несмотря на «редкие правила», «за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила». А танцмейстер, «подбитый ветерком», и ментор Чацкого и Софьи со «всеми признаками ученья» (халат, колпак и указательный перст) производят скорее комичное впечатление. Какое образование могли дать такие люди? Чему они могли научить? Они лишь внушали страсть к французским бульварным романам, далеким от жизни, танцам и всевозможным порядкам. А в итоге - картина «пустого, рабского, слепого подражанья» внешним атрибутам культуры Запада, о котором говорит Чацкий и которое видите Москве «французик из Бордо»:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержен.

Не удивительно, что человек из города Бордо чувствует себя в Москве «маленьким царьком».

А вот персонажи обличительных монологов Чацкого: «Нестор негодяев знатных» и помещик-театрал. Они дают нам представление о крепостнических порядках, царящих в среде крепостников, об их произволе по отношению к крестьянам и слугам. «Нестор негодяев знатных» выменял преданных слуг на «борзые три собаки», а любитель балета распродал своих «Зефир» и «Амуров» поодиночке для уплаты долга.

Что касается персонажей-шутов, то с их помощью автор демонстрирует наиболее комичные черты фамусовского общества. Это тетушка Софьи, которая «забыла волосы чернить и через три дни поседела», лишившись молодого любовника-француза, и «трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», и театрал, державший за ширмами человека, который «щелкал соловьем», и «книгам враг», требовавший «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», и княгиня Власова, что упала с лошади и теперь ищет мужа «для поддержки» - все они олицетворяют полную нелепость, праздность времяпрепровождения тех, кто отстаивает отжившие традиции «векаминувшего».

Есть среди внесценических персонажей и те, кому в какой-то мере чужды обычаи фамусовской Москвы. К примеру, барон фон Клоц, боявшийся «упреку за слабость будто бы к родне», или образованный князь Федор, химик и ботаник, который «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».

Похожие сочинения

  1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...смотреть целиком
  2. Замысел «Горя от ума» Грибоедова
    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...смотреть целиком
  3. Главная идея комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Служить бы рад, прислуживаться тошно. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников,...смотреть целиком
  4. Чацкий — «другой» в мире Фамусовых
    Даже название комедии Грибоедова говорит само за себя. Казалось бы, разве может быть горе от ума? А на самом деле может. И эта тема актуальна и в наше время. Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приезжает в Москву к любимой. Но со...смотреть целиком
  5. «Горе от ума» - «жемчужина» русской драматургии
    Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил...смотреть целиком
  6. Сценические и внесценические персонажи комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    1. «Неговорящие» и говорящие имена персонажей. 2. Два жизненных подхода к действительности. 3. «Подводное» течение в пьесе. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» наполнена как сценическими, так и внесценическими персонажами. Каждая из этих групп...смотреть целиком
  7. Особенности конфликта и этапы его развития в комедии "Горе от ума"  Новое!
    После событий 14 декабря 1825 г., известных как восстание декабристов, А.С. Грибоедов был арестован по подозрению в участии. Хоты вскоре ему и удалось доказать свою непричастность к каким бы то ни было тайным обществам, сам факт ареста говорит о том,...смотреть целиком