Что за люди, топ cher! Сок умной молодежи! А. С. Грибоедов Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии множество. А. С. Грибоедов создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения и в наши дни. Почему же? Автор изобразил человеческие пороки, а они, к сожалению, не скоро проходят, а порой даже культивируются отдельными людьми как достоинства. Обратимся к изображению «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума». Фамусов с восторгом рассказывает Чацкому поучительную историю о том, как следует делать карьеру: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя... А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На кэртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб.. Упал он больно, встал здорово. Рассмешив монаршую особу, Максим Петрович теперь на за-висть всем занял место у «кормушки»: В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Еще один «достойный подражания человек» — Скалозуб. Все отличались на поле брани в 1812 году, он же — В тринадцатом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. Сергею Сергеичу невдомек, что он двигается по служебной лестнице благодаря погибающим товарищам. Скалозубу это неинтересно, он не задумывается о причинах, ему важно следствие. Довольно счастлив я в товарищах моих, ' Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. А цель у него единственная: «Мне только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся над пороками наблюдаемого им высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны, за них ломаного гроша не дадут, зато откровенно охотятся за чинами и деньгами, положением в обществе и возможностью поживиться из казны, а можно и друг от друга. Фамусов открыто «обхаживает» Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи. И славно судите, дай бог здоровье вам И генеральский чин; а там Зачем откладывать бы дальше Речь завести об генеральше? Фамусову, главе дома, в котором разворачиваются события комедии, автор уделяет достаточно много внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании, книгах. Его суждения крайне реакционны, но судит он обо всем весомо, не принимая возражений. Он привык на все иметь свое мнение и, конечно же, не преминет его высказать. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает истину только он. Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Казалось бы, Павел Афанасьевич — заботливый отец, рачи-льный хозяин, достаточно лояльный человек, но как только ело касается его репутации и интересов, он тут же теряет вне-JQJO напускную вежливость и «открывается» истинное лицо епостника-тирана. Он готов разогнать из дома всех, наказать даже невиновных, но восстановить видимость порядка и спокойствия. Ты, Филька, ты прямой чурбан-Сеней не запер для чего?.. В работу вас, на поселенье вас... Ты, быстроглазая, все от твоих проказ... Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить; Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю... В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать, За пяльцами сидеть, за святцами зевать. Павел Афанасьевич живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само поведение Софьи, предательство Мол-чалина беспокоят Фамусова, а то — ...что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Под стать хозяину и все домочадцы. Софья полюбила ничтожного Молчалина, из-за его послушания, умения и готовности угодить. Она ценит в Алексее Степановиче то, что в другом обществе бы осудили. Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело... Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного. Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. Это «идеал» московских мужей, то же самое пытается воспитать в своем муже Гориче Платоне Михайловиче Наталья Дмитриевна. Она все знает о нем, бесцеремонно «влезает» в разговор двух приятелей, не давая мужу и слова сказать. Он ее сопровождающий на балы, и только, ни о каком «родстве душ» и речи быть не может. А зачем? Ей вовсе не интересно знать, муж думает. Наташа — матушка, дремлю на балах я, До них смертельный неохотник. Дежурю за полночь, подчас Тебе в угодность, как ни грустно, • Пускаюсь по команде в пляс... Бал вещь хорошая, неволя-то горька. И подобными господами полон дом Фамусова. Очень образно автор охарактеризовал это общество, вложив в уста одной из героинь — графини-внучки — язвительную фразу: ...Ну Фамусов.' Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать. Эти люди презирают друга друга, но не от великого ума, а наоборот, от отсутствия оного. Они полны снобизма, мнят умными и хорошими только себя, остальных же презирают. Лицемерие и фальшь — типичные пороки этого общества. Все друг другу улыбаются, но истинной дружбы, привязанности, любви нет ни в ком. Пожалуй, только Софья, «наивная душа», полюбила ничтожного Молчалина. Она со временем научится распознавать людей, а лицемерить и изворачиваться умеет и сейчас. Ее одну только и жаль, она отдала свое сердце недостойному человеку, но она молода и у нее «в глазах пример отца». Она плоть от плоти этого общества, будь иначе, разве бы Софья смогла так жестоко наказать Чацкого. Именно она пустила слух о сумасшествии героя. Так этим вымыслом я вам еще обязан? Александр Андреевич Чацкий точно определил последствия общения с этими людьми: Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Эта комедия интересна современному читателю и зрителю («Горе от ума» до сих пор не сходит со сцен театров), потому что поднимает «вечные вопросы», стоящие перед человечеством на протяжении всей его истории. А. С. Грибоедов решает их достаточно оригинально, все это изложено великолепным, образным, метким языком гения.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  2. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  3. А.С.ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА". КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.
    Точная дата pождения Гpибоедова неизвестна. Исследователи высказывают pазличные пpедположения: 1790, 1794, 1795. Веpоятнее всего, он pодился 4 (15) янваpя 1790 года в Москве. Его семья отно- силась к сpеднепоместному двоpянству, но pодством и знакомством...смотреть целиком
  4. Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества. Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг...смотреть целиком
  5. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова  Новое!
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...смотреть целиком
  6. Онегин и Чацкий
    В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит ему. Это свойственное герою...смотреть целиком
  7. Герой времени в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1)
    А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, написанной в 1824 году, реалистически изобразил жизнь русского общества в первой четверти XIX века. В произведении показана борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни- “века нынешнего” и “века минувшего”. Каждый...смотреть целиком