После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг правительства сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумием. Именно такие люди, представители “века минувшего”, и составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из основных персонажей — П. А. Фамусов. Он наиболее ярко отражает главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед иностранным, служение лицам, а не делу, готовность подслужиться ради сиюминутной выгоды, отсутствие самостоятельности, отношение к службе как к средству обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает еще и заботливым отцом, желающим дочери лишь добра, но добра в своем понимании:

Желал бы зятя он с чинами и о звездами.

Но все-таки главной чертой общества Фамусовых, молча-линых и хлестовых, столь точно отраженных в комедии, является то, что практически все его представители являются убежденными крепостниками: и Хлестова, у которой появляется новая забава — арапка; и Фамусов, готовый за малейшую провинность или в приступе гнева сослать в Сибирь:

на поселенье вас,

и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого “А судьи кто?”. Писатель не может спокойно относиться к столь извращенным формам крепостничества и устами главного героя осуждает их.
Следующая черта, характерная для старого мира, — необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее негодование:

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.

Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, детям они нанимают учителей лишь из-за следования моде; будь их воля — ни книг, ни гимназий не было бы. Миру Фамусовых близок по духу тот “чахоточный” из ученого комитета “книгам враг”, над которым насмехается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он “в деревне книги стал читать!”
Представители “века минувшего” осуждают и литературу, считая ее ненужной и бесполезной:

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Тем не менее признается влияние литературы на общественное мнение, которым все дорожат. Особенно ярко это проявляется в цензорских замечаниях Загорецкого:

Насмешки вечные над львами! над орлами!
Как что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Но вместе с этими резко отрицательными чертами у представителей “века минувшего” еще осталась, пусть небольшая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:

А Чацкого мне жаль.
По-христиански так он жалости достоин.

И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его снова игнорируют — задето больное место фамусовского общества, и в то же время одна из основных черт — преклонение перед всем иностранным, презрительное отношение к русской культуре и особенно — к родному языку (“Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!”). Для Фамусова все это — не близкий ему стиль жизни, а следование моде. Именно не желая отстать от жизни, такие люди и нанимают препода

Похожие сочинения

  1. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  2. Чем привлекает меня образ Чацкого (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум,...смотреть целиком
  3. ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения...смотреть целиком
  4. Женские образы в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских...смотреть целиком
  5. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...смотреть целиком
  6. РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА. ФАМУСОВ И ЕГО ОБЩЕСТВО (по произведению А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    В комедии “Горе от ума” Грибоедов изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Близкий по своим взглядам к декабристам, Грибоедов показал столкновение двух лагерей в русской общественной жизни: передового декабристского и старого...смотреть целиком
  7. Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
    А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного военного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел. В 1820 году приступает к осуществлению замысла комедии “Горе от ума”....смотреть целиком