Комедия «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 в. между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» является основным двигателем в развитии действия комедии. Каковы же они, представители «века минувшего», носители идеологии отживающего мира? В комедии мир «отцов» представлен достаточно обширно. Ярчайшим его представителем является Фамусов – важный московский барин, чиновник, занимающий видную должность «управляющего в казенном месте». Знакомясь с его семейством, мы узнаем, что в доме Фамусовых живет некто Молчалин. Почему же хозяин так благоволит к этому, на первый взгляд, неприметному, «нечиновному» молодому человеку? Всматриваясь в образы Фамусова и Молчалина, можно сказать, что в них обоих есть что-то общее, возможно, Фамусов в молодости был подобен своему секретарю. Павел Афанасьевич «лепит» его по своему образу и подобию, и нужно сказать, ему это весьма удается. Одна из самых главных заповедей жизни Фамусова – карьера. Остальное же – приложится. Может, для ее достижения он усердствует на службе, «не щадя живота своего»? Грибоедов мастерски определяет бюрократическое отношение Фамусова к службе: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Предписано – так с плеч долой. А Молчалин присматривается, прислушивается, учится жить. Он давно для себя понял: главное – прислуживаться, угождать, лицемерить, пресмыкаться перед «сильными мира сего» (а для верности – и перед слабыми). Молчалин хорошо помнит заветы отца о том, что «перед собакой дворника» нужно «во избежание зла» угождать. И свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность он возводит в ранг необходимости: «Ведь надо ж зависеть от других». Осознанное рабство – что может быть омерзительнее? Зачем? Молчалин знает ответ. Иначе он не смог бы достигнуть того, чего уже достиг: начальством обласкан, в «свет» вхож… и это только начало. Есть у Молчалина два качества, на которые он сильно надеется в жизни. Это «умеренность и аккуратность». На мой взгляд, быть умеренным и аккуратным неплохо. Есть же мудрая пословица «Всего должно быть в меру», а аккуратность в человеке говорит о его внутренней дисциплине. Но Молчалин вкладывает в эти понятия нечто другое: продуманность, соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Тонко и четко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это подчинение всего и вся: людей и обстоятельств, слов и дел, крупных событий и бытовых мелочей – медленному, но неуклонному движению вперед, к поставленной цели. И еще одно усвоил молодой секретарь: служить не делу, а лицам, как это делает Фамусов. Следуя этому закону, служба – это источник чинов, наград, доходов. Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Эта дорожка – низкопоклонство перед начальством – выведет куда надо. Цепочка Максим Петрович – Фамусов – Молчалин продолжается, а за ними последуют другие «звенья»: таких, как молодой карьерист Молчалин, а в фамусовском обществе хоть пруд пруди. Знаменитый монолог Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы!» был произнесен в адрес Чацкого, но тот оказался неблагодарным слушателем. Но можно представить, с каким благоговением выслушал бы его Молчалин! Уж он-то неукоснительно учится, на «старших глядя». Вот поэтому и состоит в секретарях при Фамусове, хоть «не свой», а «деловой». Какими же таким делами прославился Молчалин? За что имеет три награжденья? Да за то, что сумел вовремя перед начальством спину согнуть, всегда благообразен, скромен, вежлив. Такому и в голову не придет «вольнодумничать», ведь начальство этого не любит. Фамусов с ненавистью и злобой объясняет причины «вольностей»: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Ему в унисон подпевает Молчалин: «…не должно сметь свое суждение иметь…» И всегда-то Молчалин рядом со своим начальником, старается угадать его желания. Угодно Фамусову выдать дочь замуж – так чем же он не жених? Уж кто-кто, а Молчалин будет достойным мужем Софьи. Правда, отец пока не решил, кого осчастливит этим браком, но «перспективный» жених уж постарается, уж так притворится, что любит свою избранницу! И здесь он добился успеха: Софья влюблена в него нешуточно. Да, прав был Гоголь, написав, что Молчалин «тихомолком пробирается в люди». Вот это «тихомолком» - вся сущность молодого карьериста с его мелким, низменным умом. Низменность-то и подвела Молчалина. Да, забылся он слегка, разрушилась лестница к чинам и знатности, с таким трудом сооруженная. И за это жестоко поплатился Молчалин. Честно говоря, я не думаю, что Фамусов прогнал бы его, ведь Молчалин стал слишком необходим, более того, такие, как он – своего рода громоотводы, покорные «мальчики для битья». Такие «бессловесные», «бесхребетные» - прямое порождение фамусовского общества, они представляют собой связующее звено в поколении «отцов». Убрать это звено – разрушить вековые устои, уничтожить «век минувший».

Похожие сочинения

  1. Чацкий, Онегин, Печорин
    И в мире был он одинок... Д. Байрон Как стремителен бег времени! ...смотреть целиком
  2. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...смотреть целиком
  3. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  4. Сцена бала и его роль в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А. С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума» показал галерею образов русских характеров, на долгие десятилетия ставших хрестоматийными, узнаваемыми. Остается Удивляться и восхищаться таланту...смотреть целиком
  5. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  6. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  7. Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии «Горе от ума»  Новое!
    «Горе от ума» - это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого...смотреть целиком