Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской лите­ратуры XIX века. К сожалению, нам не из­вестно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: это 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только ученым, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историче­скую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что коме­дия создавалась в те времена, когда моло­дые люди типа Чацкого (главного героя) ратовали за обновление общества. В мо­нологах и репликах героя, во всех его по­ступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух воль­ности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личнос­ти — вот основной мотив комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стре­мились к свободе от обветшалых пред­ставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству на­звать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социаль­но-политических преобразований гово­рит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть еди­номышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его единомышленники стремятся к «ис­кусствам творческим, высоким и пре­красным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышен­ной любви». Стремление Чацкого — слу­жить отечеству, «делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе раб­ское преклонение перед всем иностран­ным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказывают­ся им прямо. Чтобы обойти цензуру, Гри­боедов часто позволяет герою лишь на­мекнуть на что-либо.

В образе Чацкого отражены черты дека­бриста эпохи 1816—1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной ре­волюционной деятельности, к свержению

монархии и тому подобному. Прежде все­го, он желал исполнить свой долг перед Отечеством и честно служить ему. Имен­но поэтому за три года до описанных в ко­медии событий Чацкий, «обливаясь сле­зами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но государ­ству, оказывается, не нужно самоотвер­женное служение — оно требует прислу­живания. В тоталитарном государстве во­прос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выхо­дит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремле­ние жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Мас­су людей, которые ищут лишь чинов, кре­стов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «уме­ренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибое­дов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, за попытку на­рушить привычный уклад жизни. Герой, наделенный темпераментом борца, ак­тивно противостоит фамусовскому обще­ству. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, светскую толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедо­ва «Горе от ума» путешествовал, общест­во менялось. Оно не просто с облегчени­ем возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало «со­противляемость» тем зреющим переме­нам, которые грозили сокрушить эту мир­ную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывают себе дорогу Молчалины. Чацкий не способен отнестись к ним и их «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Со­фьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти ключ к каждому влия­тельному человеку, абсолютная бесприн­ципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его ан­тигероем комедии, противником Чацко­го. Молчалин стал нарицательным обо­значением пошлости и лакейства. «Все­гда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно срав­нить Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Для Фамусова, очевидно, удачно вы­дать дочку замуж, да пару орденов полу­чить, не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хо­чется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое...

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добил­ся блестящих успехов. Безвестный, без­родный тверской мещанин, он стал сек­ретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюб­ленным и тайным женихом Софьи. Неза­меним в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

тут в пору карточку вотрет...

Разве остановится Молчалин на достиг­нутом? Разумеется, нет. Расчетливо и хо­лодно набирает он силу. Уж он-то не по­терпит на своем пути Чацкого — безумно­го мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубо­чайшей безнравственностью: тот, кто го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только уни­жать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) властителями общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умерен­ность и аккуратность». Молчалин — чело­век структуры, его безбедное существо­вание возможно лишь в четко отлажен­ном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допус­тить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкос­тью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот па­радокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно приписать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Такой герой и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, ко­нечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сре­доточие пороков:

...Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеем-Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет...

«Так! Отрезвился я сполна!» — восклица­ет Чацкий в конце комедии. Что же это: по­ражение или прозрение? Да, финал этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров » сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар каче­ством силы свежей».

После скандала в доме Фамусовых Чац­кий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким обра­зом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще боль­шей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать побе­дителем, так как Чацкий остался мораль­но выше. Дальнейшие скитания героя не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только по­сле смерти Николая в 1856 году, если, ко­нечно, не погиб в день восстания.

Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел об­раз Молчалина в очерке «Господа Молчалины». Социально ориентированный ху­дожник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в нем одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспо­собиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысился, унижаясь», — пи­сал о нем К. Полевой).

Удивительно, что и сейчас невозможно равнодушно читать «Горе от ума». Грибо­едову (может быть, впервые в русской литературе) удалось создать действи­тельно реалистический образ положи­тельного героя, героя своего времени. И трудно представить, что стало бы с на­шим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе — в общем, всем, чего мы достигли. Ведь именно Чацкие стремятся к лучшему и верят, что это луч­шее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых прин­ципов, разлагающих общество.