В «Горе от ума» можно отметить полярность характеров (Чацкий - Молчалин), есть любовная интрига (Чацкий - Софья), но движущей пружиной действия является столкновение героев на идейной, политической почве. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека,- писал Грибоедов,- и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим».

Грибоедов показал столкновение между крепостниками и прогрессивно настроенным дворянством, убеждения которого во многом совпадают с позицией декабристов. Это позволило автору развернуть широкую картину жизни, поставить ряд злободневных проблем времени: о крепостном праве, положении народа, бюрократических порядках в стране, национальной культуре, патриотизме, воспитании молодежи, ее нравственном облике и т. д. Все эти вопросы даны не в абстрактно-символическом виде, как у классицистов или романтиков, а в конкретно-историческом освещении. В комедии обозначено время: после 1812 и до начала 1825 г.

При этом в особенности важно, что Грибоедов сатирически обличил нравы реакционного дворянства, срывая покровы его показной благопристойности (образы Фамусова, Скалозуба, Хлестовой, Хрюминых, Тугоуховских I и др.). Комедия обнажила паразитизм, умственный застой, мракобесие чиновно-дворянских кругов первой четверти XIX в., их боязнь передовых («завиральных») идей, ненависть к просвещению. Чего стоит, к примеру, готовность полковника Скалозуба «фельдфебеля в Вольтеры» дать и «мигом успокоить» всех, кто порывается к новому. Еще агрессивнее Фамусов - чиновный «туз», один из «столпов» московского барства, ярый крепостник. Понимая, что старому приходит конец, он с раздражением указывает на источник ненавистного ему «вольнодумства»:

* Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
* Что нынче пуще, чем когда,
* Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
* Отсюда и «меры», рекомендуемые Фамусовым:

* …Уж коли Зло пресечь,
* Забрать все книги бы, да сжечь.

Характеризуя особенности своей творческой манеры, Грибоедов писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии… Карикатур ненавижу… Вот моя поэтика» . Действительно, как живые встают перед нами герои пьесы, воплощающие пороки фамусовского общества. Смешное и безобразное в них не от карикатурности или преувеличенности рисунка, а от верно понятых, реалистически запечатленных свойств психологии и поведения. Автор преодолел классицистический принцип однолинейного изображения характеров. Он стремился к многосторонней обрисовке персонажей, выделяя в них главное. Например, Фамусов показан в домашнем быту, в отношении к службе, в хлопотах о выгодном замужестве дочери. «Услужливый» Молчалин беседует с Чацким (3-е явление третьего действия) в тоне снисходительного участия, даже с ощущением собственного превосходства, так как знает, кому отданы сердечные симпатии Софьи. К тому же Молчалин понимает, что Чацкий чужой в фамусовском обществе, следовательно, по отношению к нему можно «сметь свои суждения иметь». Молчалин - это приспособленец, его «маска» подвижна и многолика. .

Очень сложную, до предела накаленную противоречиями эпоху Грибоедов не мог изображать традиционными способами комедийного повествования. Обличая дворян-ско-бюрократический строй, он хотел показать и его антагонистов, тех, кто непосредственно отстаивал идеалы свободы, гражданственности. С этой целью автор обращается к «высокой» комедии, столь популярной среди декабристов, и вводит в состав действующих лиц образ не комедийного, а драматического плана. Это Чацкий, центральный персонаж пьесы, отрицатель общества, глашатай и энтузиаст нового.

Образ Чацкого слегка романтизирован, что идет от темперамента героя, а не от позиции автора. Сам конфликт Чацкого с обществом, его ненависть к раболепству, морали «негодяев знатных» показаны реалистическими красками. Драматург возвышает своего героя ровно настолько, насколько это нужно для выявления трагедии «горя» передовых людей, живших в условиях реакции. И тут в Чацком узнается человек декабристских взглядов, горячо отрицающий самодержавно-крепостническую действительность, но не имеющий опоры в массах.

Как новый человек Чацкий «вольность хочет проповедать», выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу, отстаивает самобытное развитие русской национальной культуры. Слова о народе, который низведен до положения раба, воспроизводили фразеологию декабристов, мечтавших об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Общественная позиция Чацкого во многом совпадает с позицией декабристов. Сам исход конфликта Чацкого с фамусовским обществом («пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок») можно соотнести с той фазой развития политического самосознания декабристов, когда, растеряв надежды на либеральные преобразования «сверху», они начали создавать тайные организации.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  3. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  4. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  5. «Горе от ума» как политическая комедия
    Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию....смотреть целиком
  6. СОФЬЯ (По комедии Грибоедова "Горе от ума")"
    И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира," в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных...смотреть целиком
  7. Картина нравов жизни дворянства в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана накануне восстания декабристов, в 1824 году. Это реалистическое произведение, основной конфликт которого заключается в столкновении “века вынешнего” и “века минувшего”, то есть двух...смотреть целиком