«Грибоедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума»,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в «Горе от ума», развернулась вокруг самой комедии с момента ее появления и, видоизменяясь с ходом русской жизни, продолжалась многие десятилетия после смерти ее создателя. Реакционные круги русского общества, боясь могучего освободительного влияния «Горе от ума», всячески стремились сузить, обеднить социально-историческое содержание комедии, умалить ее великое общественное и художественное значение. Даже тогда, когда «Горе от ума» получило всеобщее признание как классическое произведение русской литературы, реакционеры не раз предпринимали попытки под прикрытием лицемерных похвал фальсифицировать, извратить смысл пьесы.

Так, в конце XIX в. редактор «Нового времени» А. С. Суворин, восторженно славословя «Горе от ума», пытался доказать, что Грибоедов и его герой Чацкий не имели ничего общего с движением декабристов, с вольнолюбивыми идеями «людей двадцатых годов», а, напротив, были яростными противниками и обличителями «либералистов», антагонистами декабристов и предшественниками реакционного славянофильства. С другой стороны, А. Н. Ве-селовский совершенно необоснованно утверждал, что «Горе от ума» явилось подражанием образцам западноевропейской драматургии, сколком с мольеровского «Мизантропа», а образ Чацкого рассматривал как новый вариант мольеровского Альцеста.

Нет сомнения, что опыт комедии Мольера, Бомарше, Шеридана был изучен Грибоедовым и образ Альцеста из «Мизантропа» Мольера оказал влияние на разработку образа Чацкого с его мизантропическими настроениями в конце пьесы. Но еще современный Грибоедову критик О. Сомов справедливо отметил, что автор «Горя от ума» не шел и, как видно, не хотел итти той дорогою, которую углажннали и наконец истоптали комические писатели от

Мольера до Пирона и наших времен. Посему обыкновенная французская мерка не придется по его комедии».

Глубоко проницательную оценку «Горя от ума» дала демократическая критика, разъяснившая русскому обществу великое значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в «Горе от ума» гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове – «Шекспира комедии». Правда, в 1839 г. Белинский, находясь под влиянием идеалистической эстетики и философской теории примирения с действительностью, в специальной статье, посвященной «Горю от ума», отрицательно отозвался о комедии в целом, признавая вместе с” тем в Грибоедове «талант яркий, живой, свежий, сильный, могучий», восторгаясь «гениальной живописностью» в изображении им самобытных характеров-типов. Статья появилась в январской книжке «Отечественных записок» за 1840 год, а уже в декабре этого года великий критик, преодолев консервативные, идеалистические заблуждения, в письме к Боткину осудил как неправильный и ошибочный свой «чисто художнический» взгляд на комедию. В статье 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она «выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко-оскорбленного пошлостью жизни духа», видел в «Горе от ума» благороднейшее создание гениального человека, бурное дифирамбическое излияние желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая, сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва… «Горе от ума»,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества» 2. Таким образом, великий критик-демократ поставил в заслугу Грибоедову тот обличительный и патриотический пафос его комедии, который был дорог и декабристам.

Конкретно-историческое содержание пьесы Грибоедова раскрыл Герцен. Он подчеркивал значение «Горя от ума»
как политической комедии. «Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление «Свадьбы Фигаро» имело там значение государственного переворота» 3,- писал он. Говоря об источниках своего собственного духовного развития в годы юнсти, Герцен, наряду с революционными стихами Рылеева, вспоминал «смех Грибоедова».

Освободительные идеи грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Молодой демократ Добролюбов желал походить на Чацкого, в котором видел «вечного обличителя лжи».

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  3. А.С.ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА". КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.
    Точная дата pождения Гpибоедова неизвестна. Исследователи высказывают pазличные пpедположения: 1790, 1794, 1795. Веpоятнее всего, он pодился 4 (15) янваpя 1790 года в Москве. Его семья отно- силась к сpеднепоместному двоpянству, но pодством и знакомством...смотреть целиком
  4. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  5. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  6. Драматический а не комедийный конфликт комедии «Горе от ума»
    С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова «Горе от ума». Она наделала ужасного шума, всех удивила, возбудила негодование и ненависть во всех, занимавшихся литературою по должности, и во всем старом поколении; только...смотреть целиком
  7. Каждое дело, вызывает тень Чацкого
    В 1871 году по случаю новой постановки в Малом театре в Москве комедии Грибоедова «Горе от ума» Иван Александрович Гончаров написал свой критический этюд «Мильон терзаний», посвященный не столько сценическому воплощению комедии, сколько самому произведению. В...смотреть целиком