Москва… Для каждого жителя России это слово имеет свое, особое значение. Как сказал Пушкин:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
А. Грибоедов в комедии «Горе от ума», помимо основных сюжетных линий, показывает «свою Москву» - город, в котором поэт живет и творит. Через своих героев автор выражает отношение к Москве разных социальных групп людей. Первая – «лишние люди». Самый яркий их представитель в пьесе – Чацкий, резонер автора, житель Москвы «века нынешнего». Но более распространен другой тип москвичей – так называемое «фамусовское общество». Эти люди заняты балами и обсуждением знакомых. Фамусов и ему подобные видят ценности жизни в богатстве и высоких чинах. Этих вершин москвичи «века минувшего» достигают любыми способами: они прислуживают тем, кто выше их по званию, презирают младших по чину, берут и дают взятки. Эти люди считают, что без протекции и лжи им ничего не добиться в жизни. И они по-своему правы: ведь, по сути, они никому не нужны. Представители «фамусовского общества» пытаются держаться друг за друга, они служат не делу, а лицам. Лицам, которые могут помочь им возвысится – получить очередной чин. Такие людишки и
являются жителями грибоедовской Москвы. Как говорит Фамусов, столица России еще не шагнула в «век нынешний» и помнит только то, что происходило раньше. и прежний порядок, когда не было таких, как Чацкий, нравится им намного больше:
Тогда – не то, что ныне:
При государыне служил Екатерине!
«Фамусовское общество» в грош не ставит новое поколение с прогрессивными взглядами, поучает Чацкого и других «вольнодумцев», ставя им в пример какого-то льстеца Максима Петровича.
В уста Чацкого автор вкладывает свое мнение о Москве и ее жителях:
Что нового покажет мне Москва?
Сегодня бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Все тот же толк и те ж стихи в альбомах.
Но «фамусовское общество» довольно тем, что в столице можно не менять своих взглядов. Оно гордится «своей» Москвой:
Едва ли в мире сыщется столица
Такая, как Москва…
Но Фамусов боится, что Москва станет городом «века нынешнего»: «Он карбонарий, опасный человек» - говорят о Чацком.
Итак, грибоедовская Москва в «Горе от ума» - копия Москвы настоящей. Чецкий и ему подобные – поэты, писатели, художники, … одним словом, интеллигенция нового времени. «Фамусовское общество» - пережиток «века минувшего», который господствует в Москве, но обязательно должен исчезнуть.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  3. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  4. Замысел «Горя от ума» Грибоедова
    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...смотреть целиком
  5. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" как политическая комедия
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась...смотреть целиком
  6. Чацкий — «Пасынок здравого рассудка»
    И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» писал о пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Это — тонкая, умная, изящная и страстная комедия... она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, прелестью языка, всеми поэтическими...смотреть целиком
  7. Смешон или страшен Молчалин
    Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» открыла новый этап в развитии русской литературы. Все созданные драматургом характеры имеют не только историко-литературное, но и общечеловеческое значение. Одной из безусловных...смотреть целиком