В первой четверти XIX в. в литературе классицизм уже практически отмирал, но правило триединства в «Горе от ума» соблюдено. Размышляя об этих принципах, автор писал: «Да зачем они вклеили свои дарования в узенькую рамочку трех единств? И не дали волю своему воображению расходиться по широкому полю?» Грибоедов стремился сделать свою пьесу динамичной, видимо, он этого добился, так как комедия ставится в театрах и сегодня. А по законам классицизма действие должно ограничиваться во времени и пространстве. Мы видим, что действие комедии совершается в двадцать четыре часа в доме Фамусова. Однако хронотоп произведения значительно расширяет наше понятие о России того времени.

Хронотоп комедии охватывает значительный промежуток времени, охватывая «век нынешний и век минувший», и уходит в своем пространстве далеко за пределы фамусовского дома. Из «века минувшего» вырастает образ Максима Петровича, являющегося идеалом для Фамусова: «не то на серебре — на золоте едал», подыгрывающего знатным, втаптывающего в грязь свое человеческого достоинство, изобретательно пользующегося слабыми сторонами своих властителей. «Век нынешний» имеет строго хронологические границы. События, о которых упоминают в пьесе действующие лица, совершились недавно и всем известны: это нападки на ланкастерское обучение, сообщение о Комитете 1817 г., обвинения профессоров Галича и Арсеньева. Об этом говорят Чацкий, старуха Хлестова, княгиня Туго- уховская. Все эти сведения говорят об отражении в произведении споров и обсуждений злободневных вопросов в дворянском обществе накануне восстания декабристов. Деление общества на два антагонистических класса уже выявлено: большинство дворян, опасаясь за собственное благополучие, настроены против вольнодумцев, которых стало появляться все больше и больше.

В комедии описываются как отдельные районы Москвы (Кузнецкий мост, Английский клуб, Архивы), отдельные дома, например дом Прасковьи Федоровны, куда Фамусов «во вторник зван на форели», дом общего знакомого, любившего «театр-маскарад», дом тетушки Софьи, дом Татьяны ЮрьевнЫ; так и города: Тверь, где «коптел бы» Молчалин, «будь не Фамусов», Москва, Петербург, Саратов, куда отец собирается отослать Софью. Упоминается также Покровск, в который «час битый ехала» старуха Хлестова, и даже Камчатка, куда был сослан «голова» Английского клуба.

Наряду с ними упоминаются места, где побывал Чацкий, город Бордо во Франции, турецкий город, где арапов, «как зверей, приводят напоказ», и «целый свет», который упоминается неоднократно.

Иная часть хронотопа захватывает промежуток от времен Екатерины II. О временах Екатерины II мы узнаем из рассказа Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Мы знаем из диалогов героев о детстве Софьи и Чацкого, трех годах его путешествий, сорока пяти часах его дороги в Москву, тринадцатом годе, когда отличились Скалозуб и его брат, «прошлом годе», когда были на военной службе Чацкий и Горич, «свиданиях в ночной тиши» Софьи, жизни в доме Фамусова до смерти матери Софьи.Можно только предполагать, отчего Чацкий три года назад покинул Москву. Он ездил не за развлечениями или из-за престижа, как большинство русских дворян. Он отправился в путешествия «ума искать», им овладела «охота к перемене мест». Наверное, это случилось по каким-то определенным причинам. В качестве одной из них можно указать на то, что Чацкий устал от Москвы, она ему надоела, ведь «вчера был бал, а завтра будет два». А его остроумие, насмешливость и критическое мышление вызывали неприятие, протест, неприязнь в обществе. Три года, проведенные за границей, только развили в нем имеющиеся задатки, укрепили воззрения. Он считал, что и другие, небезразличные ему люди, тоже не могут остаться при прежних взглядах. Разговаривая с Софьей, Чацкий пытается возобновить их прежние разговоры, желая узнать таким образом характер мыслей, и наталкивается на ее сопротивление. Возвращаясь в Москву, он не допускает мысли, что здесь может все остаться по-старому, что в цене будут все те же лесть и угодничество, что свежие, свободные мысли смогут вызвать осуждение.

Требование единства места у Грибоедова соблюдено: все события происходят в доме Фамусова. Надо понять, что автор не противоречит принципам классицизма. Это был дом богатого, одного из самых известных в Москве дворянина. Именно здесь и состоялась встреча Чацкого с той Москвой, которую он покинул три года назад.

А в сцене с Горичем соблюдено второе требование сценических произведений — единство времени. Именно в этом единстве сопоставлены события трехлетней давности и настоящего. Без обращения или воспоминания о событиях прошедших нельзя понять настоящего.

Итак, за двадцать четыре часа в доме Фамусова мы узнаем обо всей России, обо всем на свете, о двух веках: «нынешнем и минувшем». Но зачем же Грибоедову такой обширный хронотоп?
На мой взгляд, А. С. Грибоедов хочет показать во всех красках целый свет и две эпохи. Он хочет показать Москву, ее отвратительные нравы, ее невежество, обращая внимание читателя на то, что не одна Москва такая: таковы и Петербург, и вся Россия. Сам Чацкий говорит, что образованных людей, с «пятью-шестью здравыми мыслями» в голове очень мало. А. С. Грибоедов делает лишь дорогу Чацкого живой и разнообразной; там, где он останавливается, «пусто и мертво».

Мы также видим, что осталось великое множество пережитков «века минувшего», которые никак не уживаются с понятиями и взглядами «века нынешнего». Невежество этих пережитков и высмеивает, пытается уничтожить своим произведением А. С. Грибоедов. А образ «нового человека», постепенно распространяющийся в России, автор воплощает в Чацком. Его герой опять уезжает «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Остальное каждый может домыслить сам, принимая во внимание характер героя.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. «Счастливые часов не наблюдают» Софья и Молчалин
    1. Актуальность драматургии Грибоедова в наши дни. 2. Сюжет и герои комедии «Горе от ума». 3. Фамусовы и Молчалины. Комедию «Горе от ума» можно с уверенностью назвать одним из самых острых и злободневных произведений русской драматургии. Разнообразные...смотреть целиком
  3. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    “Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов”. И.А. Гончаров Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г. Белинского,...смотреть целиком
  4. Чацкий — образ "нового человека"
    Чацкий начинает новый век — ив этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей....смотреть целиком
  5. Особенность конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Особенность конфликта в комедии «Горе от ума» со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто...смотреть целиком
  6. Смысл названия комедии
    Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих,...смотреть целиком
  7. Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии «Горе от ума»  Новое!
    Лагерю крепостнической реакции, защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противоречии с обществом»,- указывает сам Грибоедов. В глазах современников и последующих поколений Чацкий чаще...смотреть целиком